В минувшие выходные в Алматы прошел Synergy Global Forum, на котором международные эксперты из разных областей рассказали о мегатрендах в экономике, передает LS.
Организатором мероприятия выступила Школа Бизнеса "Синергия", которая в этом году уже дважды провела Synergy Global Forum — в Москве и Нью-Йорке.
Одним из приглашенных спикеров, который выступил в первый день, был специалист по стратегическому маркетингу, основатель Macroscope Consulting Гарретт Джонстон. Его лекция была посвящена тому, что корпоративный бренд – это быстрорастущий и дорогостоящий актив.
"Люди думают, что бренд - это продвижение и коммуникации. Но это не так. Бренд - это сопутствующий продукт, экосистема вокруг товаров. Кроме этого, бренд - это сотрудники и их улыбки. Самые большие деньги в мире, как в Macdonald’s, так и в других компаниях, сконцентрированы именно в брендах, а не в материальных активах", - добавил он.
По его оценкам, в России большая проблема со стоимостью бизнеса и в целом с популярными брендами. При этом в Казахстане, по мнению Джонстона, ситуация еще хуже, чем в соседнем государстве. Поэтому эксперт рекомендует бизнесменам акцентировать внимание на лояльных клиентах и их друзьях.
Джонстон также считает, что предпринимателям необходимо отказаться от разделения понятий B2B (business to business) и В2С (business to customer). Бизнесменам необходимо смотреть на все стадии цепочки добавленной стоимости, в том числе на те, которыми они не занимаются, но которые может видеть потребитель.
В завершение он призвал находить большие идеи в бизнесе, которые будут актуальны в долгосрочном периоде, через 50 лет.
"Находите это и реализуйте. Запомните ирландскую пословицу: "Главное – не размер собаки в драке, а размер драки в собаке", - отметил Джонстон.
При этом известный экономист из Швеции, автор книги "Бизнес в стиле фанк" Кьелл Нордстрем акцентировал внимание собравшихся на более глобальных вещах. В своем выступлении он рассказал о мегатрендах, которые ждут мировую экономику через несколько лет.
"Сейчас происходит быстрейшая урбанизация мира. Через каких-либо 30 лет, к 2050 году, в мире вместо 200 государств останется 600 городов и 85% населения будут жить в этих мегаполисах. Мы уже входим в это время, поскольку 59% населения мира уже сконцентрировано в городах. И это большой вопрос для бизнеса", - прогнозирует он.
Экономист уверен, что в эпоху таких перемен самой важной частью станут технологии.
"Технология равна знанию. При этом цифровые технологии выйдут на первый план. Все, что может быть оцифровано, будет оцифровано и копировано. А значит вы ничего не заработаете", - подчеркнул собеседник.
Нордстрем также ответил на самый долгожданный вопрос – как заработать деньги.
"Есть такой эффективный рецепт и я вам его дам. Вы зарабатываете деньги только, если обладаете монополией. С монополией есть деньги, а без нее нет. Мы ненавидим IKEA, но раз за разом идем туда. Почему? Задумайтесь о принципах инноваций, которые ложатся в основу временной монополии", - раскрыл секрет экономист.
Экономист в ходе своего выступления назвал четыре основных мегатренда, которые, по его оценкам, наблюдаем уже сегодня.
Во-первых, обновление информации происходит очень быстро.
"Мы глупеем каждое утро, так как размер мозга остается одним и тем же, а информации уже стало в два раза больше. Никто уже не может охватить весь поступаемый объем информации", - отметил он.
Во-вторых, идея планирования рушится.
"Нас всегда учили планировать. А сегодня мы уже не в состоянии прогнозировать события, а значит и планировать. Вся эта идея становится ничтожной. Нам необходимо найти замену планирования. Она есть и называется "метод проб и ошибок", - подчеркнул экономист.
Третий пункт – ценность образования снижается.
"Мы верим в то, что образование в университете гарантирует супердоход, но это уже не так. И ценность образования снижается. Но хорошее в том, что мы остаемся любопытными. Немые (пассивные) знания – это новый тренд. Их невозможно будет оцифровать. Человечество знает больше, чем может произнести. Я полагаю, что работодатели в будущем будут выбирать сотрудников не по уровню знаний, а по человеческим качествам", - прогнозирует спикер.
Четвертый тренд – снижаются контакты между людьми.
"Наша жизнь состоит из взаимодействий, или так называемых транзакций. Мы снижаем все операции в пользу машин. Поэтому любая человеческая деятельность может быть организована по-другому. Большой пример – появление Uber. Организация процесса меняется вместе с миром", - резюмировал он.
В то же время российский журналист и писатель Леонид Парфенов, выступавший на форуме, говорил о более близких для казахстанцев вещах - развитии Евразийского экономического союза.
"ЕАЭС не стал никаким общим рынком. И что мы хотели сделать? Это общий рынок или нет? Или немножко общее, но все-таки не всегда. Но так у нас почти все. Нельзя не признаться, нельзя не сознаться", - задал он в зал риторический вопрос.
В целом, по оценкам Парфенова, каждый кризис – очистительный. Но он уточнил, что главный пострадавший от него – госсектор.
"Но при этом от кризиса страдаем мы. Потому что госсектор перекладывает расходы на казну. Казна должна в кризисе спасать население всегда, предприятия – иногда, собственников – никогда. Однако в реальности всегда спасают собственников, потому что, как правило, это госкорпорации. Это же крутой бизнес – родину спасать. Тут ведь даже никаких ярдов не жалко", - сыронизировал журналист.
Он также обратил внимание на то, как влияет нефтяная зависимость на развитие экономики.
"Сырьевое проклятье ужасно сбивает прицел для всей остальной экономики. Речь идет об избыточной высокомаржинальности и огосударствлении сектора. Ну как отдать частнику такое счастье, когда из ничего просто льется жидкое золото. Это проклятие мешает и всей остальной экономике. Оно не позволяет огромному количеству людей уходить в низкомаржинальный бизнес", - резюмировал Парфенов.
Ранее экономист Кьелл Нордстрем рассказал о том, что будет с банками c доминированием новых технологий. Он также считает, что как только биткоин начнет представлять угрозу, его запретят.