В Казахстане предлагают сделать обсуждение бюджета более открытым

В мировом рейтинге по оценке открытости Казахстан получил 51 баллов из 100.

30 марта 2017 года
    

Президент центра исследований "Сандж" Жанар Джандосова порекомендовала властям привлекать экспертов для создания альтернативных версий бюджета. А также подчеркнула необходимость публичного обсуждения документа на стадии его формирования, передает корреспондент LS. 

По ее словам, среднемировой показатель Казахстана по открытости бюджета набирает 45 баллов, у России - 74, а у Грузии - 66 баллов. 

"Даже у Кыргызстана баллы выше, чем у нас. На самом деле много информации, необходимой для этого рейтинга, у нас есть в открытом доступе. Проблема лишь в том, что она не соответствует международным стандартам, поэтому не учитывается. К примеру, по проекту бюджета из 53 вопросов Казахстан имеет 25 нулевых ответов", - подчеркнула она. 

Кроме того, по словам Джандосовой, Казахстан не предоставляет необходимую информацию о том, каким образом связана фискальная политика с параметрами бюджета. 

"Мы упускаем многие изменения. Ссылаемся на пояснительную записку, но она не публикуется, соответственно, не считается на мировом уровне. В проекте бюджета нет информации по экономической классификации, по госдолгу, по прошлым годам. Есть важное требование, чтобы бюджет публиковался в формате Exel, чтобы сами люди могли просчитывать какие-то вещи прямо в таблицах. К сожалению, в прогнозе соцэкономразвития, который является бюджетным документом, в этом году, скорее всего, Казахстан получит нулевую оценку, поскольку он подавался очень поздно. Раньше он был доступен уже в апреле", - пояснила сложившуюся ситуацию глава "Санджа". 

Также эксперт напомнила, что одной из больших проблем в рамках открытости бюджета все еще остается отсутствие полугодовых отчетов. Она уточнила, что по факту они есть, но публикуются в бюллетенях министерства финансов и озвучиваются в различных докладах, но не включены в сам проект бюджета, что не соответствует международному стандарту. 

"Мы также рекомендуем включить положение о Счетном комитете, а также его рекомендации и отчеты об их исполнении. Мы понимаем, что у депутатов часто бывает мало времени для подробного обсуждения бюджета, поэтому предлагаем начать это делать уже на стадии его формирования. Кроме того, нужно привлекать экспертов, которые могли бы делать макропрогноз, альтернативный правительственному. Ведь разные эксперты имеют свои взгляды, и вариантов может быть много, а не только оптимистический и пессимистический", - подчеркнула Джандосова. 

Эксперт также отметила, что часто общественность привлекается к обсуждению бюджета уже на стадии отчетов и мониторинга, что является неправильным подходом. 

"Самая важная часть – это формирование бюджета, обсуждение его проекта, макроэкономической политики, расходов. Это то, что волнует население. Хотелось, чтобы проводились публичные слушания с комитетами парламента по макроэкономическому и финансовому обоснованию бюджета. На республиканскую бюджетную комиссию можно было бы пригласить общественность  и предоставить ей данные заранее", - отметила она. 

В целом "Сандж" рекомендует детализировать статьи бюджета, добавить в проект экономическую классификацию, а также указывать состав госдолга.  

"Часто гражданское общество требует информацию об активах госорганов и нацкомпаний. Желательно, чтобы были опубликованы гражданские версии проектов бюджета. Необходимо больше вовлекать общественность, особенно на этапе планирования. Мы также рекомендуем законодательно закрепить обязательное одобрение парламента для смещения с должности руководителя Счетного комитета", - заключила эксперт. 

В ответ на эти замечания председатель комитета по финансам и бюджету мажилиса Гульжана Карагусова напомнила, что осенью 2016 года документ обсуждался со всеми политическими партиями, входящими в состав парламента, а также с участием общественности. 

"Да, мы не проводим общественные слушания. Но когда обсуждаем бюджет, то заслушиваем каждого администратора программ, и если его доводы кажутся нам неубедительными, то корректируем документ по своему усмотрению", - отметила она. 

Что касается публикации предварительных версий бюджета, депутат считает этот шаг недопустимым. 

"Бюджет страны – это всегда фактор нацбезопасности страны. Даже его опубликование в США и странах ОЭСР имеет ограниченный характер. Только те статьи бюджета обсуждаются, которые касаются гражданского общества, все остальное - прерогатива правительства, так как часть статей  является секретной", - резюмировала Карагусова.  

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.