Снижение порога для постановки на учет по НДС является нецелесообразным в период кризиса и ляжет дополнительной нагрузкой на бизнес и потребителей. Такое мнение в беседе с LS выразили представители отраслевых ассоциаций.
О данной мере в начале года говорил вице-министр нацэкономики Мади Такиев. Тогда обсуждалось снижение порога по НДС с нынешних 30 тыс. МРП до 20 тыс. Однако в недавнем документе рабочей группы по увеличению доходной части бюджета уже предлагается уменьшение до 10 тыс. МРП. Эксперты называли меру саботажем поручения президента по освобождению от налогов.
Помимо этого, вырасти может и сам НДС – с 12% до 16%. Такую меру сейчас правительство обсуждает с бизнес-кругами.
Тем временем глава Союза обрабатывающей промышленности, председатель делового совета Союза промышленников и предпринимателей El Tiregi Марат Баккулов считает, что меры касательно порога больше коснутся малый бизнес.
"Если говорить про средние предприятия, в принципе их это не коснется, они итак плательщики НДС. Это больше затронет малый бизнес. Другой момент – непонятно, насколько эта мера эффективна, потому что столько лет пытаются ввести кассовые аппараты для мелких торговых точек и базаров. Конечно, нагрузка дополнительная, потому что для какого-то малого бизнеса, небольшой торговой точки или производителя любая уплата НДС фактически означает, что нужно держать бухгалтерию. Нагрузка – исчисление самого НДС, который является сложным налогом и требует дополнительных трат на бухгалтеров", – отметил Баккулов.
Собеседник LS также считает, что данная мера, а также возможное повышение ставки до 16% не принесут положительных результатов.
"Любой здравомыслящий экономист скажет, что в период кризиса такие вещи обычно не делают, то есть на упавшем спросе вы поднимаете налоги. Ничего хорошо из этого не получится. В случае, если они все же добьются повышения НДС до 16%, то тогда у нас сразу же вырастут цены, и бензин подорожает, и аренда", – добавил эксперт.
Кроме того, Баккулов уверен, что из-за данных мер предприниматели могут уйти в тень.
"Они будут снижать или не показывать обороты, они просто уйдут в тень. Это практически большая часть микро- и малого бизнеса. Сейчас же период кризиса, на рынке происходит падение спроса, продажи практически упали из-за коронавируса и карантина. У нас серьезный кризис идет и спрос итак упавший, а они фактически пытаются увеличить налоги. Если бы у нас не было кризиса, было бы все хорошо в экономике, мы бы не заметили роста цен, потребитель просто сказал бы, что чуть дороже стало. Но сейчас все заметят сразу же", – выразил мнение Баккулов.
Не видит острой необходимости снижать порог по НДС и президент Ассоциации кондитеров Казахстана Алихан Талгатбек. Так же, как и Баккулов, он считает, что мера наибольшее влияние окажет на малый бизнес.
"Я не вижу такой острой необходимости – снижать порог, если государство не планирует увеличить сбор НДС. А так люди привыкли работать в этом режиме. На самом деле с учетом инфляции этот порог сам по себе снижается для производителя. То есть если 500 тонн муки раньше стоили, допустим, 40 млн тенге, то сейчас 40 млн тенге – это, грубо говоря, 250 тонн. Порог по сути снизился за счет инфляции, и уже многие предприятия вынуждено превышают эти лимиты и встают на учет по НДС. Многие предриниматели бизнес-планы строят на будущий год, и такие резкие изменения без предупреждения существенно бьют по малому бизнесу. В основном малый бизнес, не средний. Многие парикмахерские превысят эти лимиты, они будут вынуждены открыть новые ИП. А, может, предприниматель хотел сделать сеть парикмахерских, он будет вынужден это все дробить и каждые три-пять месяцев создавать новое ИП", – пояснил Талгатбек.
Эксперт не исключает, что малые предприятия могут уйти в тень.
"В нашей ассоциации все являются плательщиками НДС, но у нас есть небольшие кулинарные цеха. На них повлияет, они будут вынуждены продавать дороже, могут уйти в тень. Крупные предприятия, конечно, не смогут (уйти в тень, – прим. LS). Крупный бизнес не занимается такими махинациями", – пояснил Талгатбек.
Помимо этого, собеседник LS рассказал и о негативной ситуации в кондитерской отрасли, связанной с кризисом.
"В целом спрос снизится на кондитерские изделия. Сейчас это уже заметно. Покупательская способность очень сильно упала, по кондитерской отрасли это хорошо видно, потому что все равно это – товар не повседневного спроса. Это, можно сказать, предмет роскоши. И люди начинать сокращать расходы на такие продукты. Мы видим, что внутренний рынок проседает", – сказал Талгатбек, добавив, что возможный рост НДС вынудит кондитеров поднять цены на продукцию, чтобы выплатить дополнительные налоги.