Высокая инфляция, волатильность мировых рынков и недостаточная диверсификация могут помешать Казахстану достичь целей по развитию экономики до 2035 года. Такие опасения LS озвучил консультант департамента прикладных исследований AERC Ерасыл Серікбай.
Правительство разработало долгосрочный прогноз развития экономики до 2035 года, который предусматривает три сценария: базовый, умеренный и альтернативный.
Е. Серікбай напомнил, что в базовом сценарии рост ВВП ожидается на уровне 4,5%, номинальный ВВП в 2035 году составит 473,2 трлн тенге. В то время как развитие экономики в альтернативном варианте прогнозируется на уровне 5,1%, а в умеренном – 4,3%.
По его словам, параметры в базовом сценарии выглядят достижимыми при условии устойчивого восстановления после шоков и реализации широкой программы структурных реформ, но они не лишены оптимизма по ряду причин.
Во-первых, прогноз предполагает возврат инфляции к более умеренным уровням в среднесрочной перспективе и стабилизацию внешних факторов, таких как экспорт и цены на нефть, что служит важным допущением для реального роста. МНЭ ожидает инфляцию не более 10% в 2026 году, 6% в 2027-2028 годах и улучшение внешнеторговых показателей, отметил представитель AERC.
"Во-вторых, текущая макроэкономическая среда (высокая инфляция в 2024-2025 годы, повышенная волатильность на внешних рынках, возможные геополитические риски) делает реализуемость устойчивого роста в 4-5% чувствительной к внешним шокам и эффективности реформ внутри страны, учитывая высокую степень зависимости от динамики цен на углеводороды", – продолжил Е. Серікбай.
Также собеседник LS обратил внимание на то, что в стране сохраняется ряд институциональных проблем. В их числе низкая производительность труда, слабая диверсификация экономики и ограниченный приток иностранных инвестиций в несырьевые секторы.
"Следовательно, сама постановка цели роста выглядит умеренно оптимистичной, поскольку она достижима в "лучших" сценариях реалистичных реформ и благоприятной внешней конъюнктуры, но менее вероятна при сохранении высокого инфляционного давления или при новых внешнеэкономических шоках", – считает он.
С учетом этого эксперт предлагает рассматривать долгосрочный прогноз до 2035 года больше, как целевой ориентир, а не гарантированный сценарий. Аналитик подчеркнул, что поскольку его реализация возможна только при условии комплексного реформирования, это делает прогноз оптимистичным.
Представитель AERC также оценил достаточность нынешних реформ для достижения показателей, заложенных в базовом сценарии до 2035 года.
"Текущая бюджетная и фискальная политика, в том числе внедрение нового Налогового кодекса, ограничение трансфертов из Нацфонда и стремление к долгосрочной сбалансированности бюджета (нулевой дефицит), является необходимым и важным шагом к повышению макроэкономической устойчивости. Эти меры позволяют укрепить доверие к бюджетной системе и снизить зависимость от нефтяных доходов. Вместе с тем данные реформы носят скорее стабилизирующий, чем стимулирующий характер", – отметил он.
Е. Серікбай объяснил, что данные меры обеспечивают финансовую дисциплину, однако не создают новых источников экономического роста. На его взгляд, для выхода на траекторию базового сценария необходимо дополнить целенаправленными структурными мерами. Например, повышение производительности, диверсификация экспорта, улучшение условий для частных инвестиций, институциональные реформы в образовании и рынке труда для достижения высокого уровня качественного человеческого капитала и развитие финсектора, в частности, доступность кредитов для МСБ.
"Другими словами, текущие бюджетные реформы являются фундаментом, а структурные реформы будут драйверами экономического роста для достижения целевых показателей в долгосрочной перспективе", – уточнил собеседник LS.
Что касается рисков, которые могут помешать Казахстану достичь указанных целей, то здесь аналитик разделил их на внешние и внутренние.
Первый обусловлен высокой волатильностью мировых цен на нефтегазовые ресурсы, возможной угрозой замедления глобальной экономики и торговыми конфликтами. Тогда как второй включает такие структурные слабости, как недостаточная диверсификация экономики и, соответственно, зависимость от мировых цен, низкая производительность труда, ограниченный доступ бизнеса к долгосрочному финансированию.
"Важным риском остается инфляционное давление, которое может повлиять на доверие к нацвалюте и осложнять проведение денежно-кредитной политики. Кроме того, институциональные ограничения, связанные с недостаточной предсказуемостью регуляторной среды и доминированием госсектора, также сдерживают развитие частного. Таким образом, даже при благоприятных условиях риски сохраняются, что делает достижение целевых ориентиров к 2035 году задачей, требующей системной работы по минимизации этих рисков", – резюмировал Е. Серікбай.
Ранее LS писал о том, сможет ли Казахстан увеличить чистые валютные активы Нацфонда до $109,9 млрд к 2035 году.