В Казахстане предложили обязать публиковать отчеты о средствах, собранных с платных автомобильных дорог, передает LS.
По словам депутата мажилиса Николая Арсютина, несмотря на значительные доходы от платных дорог – 53 млрд тенге в 2024 году и 72 млрд тенге за 10 месяцев 2025 года, в настоящее время отсутствует системная и доступная для общества информация о том, как расходуются эти средства.
"Подробная детализация затрат остается недоступной для широкой публики, что создает риски недоверия со стороны граждан и перевозчиков. В связи с этим прошу обязать всех операторов платных дорог публиковать на своих официальных интернет-порталах ежегодные отчеты о сборе средств, расходах, выполненных работах и инвестициях. Следует рассмотреть возможность закрепления на законодательном уровне их обязанности делать отчет в едином стандартном формате, а также ввести ответственность за непубликацию. Нужно обеспечить общественный доступ к информации о тарифах, выполненных работах по ремонту и содержанию, а также о реализации планов капитального строительства", – потребовал он.
Депутат также отметил, что на постоянной основе фиксируются жалобы граждан и перевозчиков на качество дорог, работу системы и тарифы, о которых свидетельствуют поступающие в их адрес обращения, сообщения СМИ и общественных организаций.
"Все это формирует потенциальное недоверие общества к расходованию бюджетных и внебюджетных средств. Международный опыт показывает, что операторы обязаны регулярно публиковать финансовые отчеты, данные о расходах, инвестициях и показателях безопасности. Такой подход позволяет обществу контролировать эффективность использования средств, снижает риски злоупотреблений и повышает доверие граждан к системе платных дорог. Уверен, что внедрение этих мер повысит прозрачность расходования средств, укрепит доверие общества к работе операторов платных дорог и создаст основу для эффективного развития дорожной отрасли в нашей стране", – пояснил он.
В целом, по его информации, сегодня на территории страны функционируют 26 платных участков автодорог общей протяженностью 4,8 тыс. км. Модель платности предусматривает, что содержание и развитие этих дорог осуществляется исключительно за счет платы за проезд.
Ранее сообщалось, что министерство транспорта хочет смягчить правила проезда по платным дорогам.
При этом председатель правления "КазАвтоЖола" Дархан Иманашев сообщил, что на сегодняшний день выявлено порядка 350 км дефектных участков на платных дорогах.
Ожидается, что с января эти участки временно уберут из платности. После того как их отремонтируют, платность будет возвращена.










