Редакция LS рассказывает, через какие маршруты Казахстан торгует с другими странами.
Морские пути
По информации министерства индустрии и инфраструктурного развития, в Казахстане функционируют два порта: Актау (включая Северный терминал) и Курык. Их пропускная способность составляет 21,2 млн тонн в год. В том числе через первый порт проходят 15,2 млн тонн, через второй – 6 млн тонн (7 млн тонн – план на 2022 год).
В ведомстве отметили, что через данные пути обеспечивается транспортировка грузов в Россию, Иран и Азербайджан.
Транзитные грузы по Транскаспийскому транспортному маршруту идут в направлении Азербайджана и Грузии.
Сухопутный порт
Порт Хоргос функционирует на приграничной территории с Китаем на базе СЭЗ.
Пропускная способность составляет 540 тыс. ДФЭ* в год.
При этом за восемь месяцев 2022 года через него прошло 214 тыс. ДФЭ, что на 22% больше аналогичного периода годом ранее. Всего в текущем году планируется обработать порядка 310 тыс. ДФЭ.
Транзит грузов с данного порта открыт для стран ЕАЭС, Центральной Азии, Китая, Европы, Турции и стран Персидского залива. Иными словами, поставка товаров осуществляется через территорию Казахстана и другие коридоры в данные государства.
Железнодорожные транзитные коридоры
Всего в стране насчитывается пять железнодорожных транзитных путей. Значительная доля соединяет Азию с Европой.
Северный коридор связывает Западную Европу с Китаем, Корейским полуостровом и Японией. В Казахстане проходит по участку Достык/Алтынколь – Актогай – Мойынты, Нур-Султан – Костанай/ Петропавловск.
Южный коридор соединяет Китай и страны Юго-Восточной Азии через страны Центральной Азии, Иран, Турцию. В Казахстане это железная дорога Алтынколь – Алматы – Шу – Арысь – Сарыагаш.
Среднеазиатский коридор соединяет страны Центральной Азии с Северо-Западной Европой. В Казахстане пролегает по пути Сарыагаш – Арысь– Кандыагаш – Озинки.
Коридор Север-Юг проходит от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи через Казахстан – Илецк/Озинки, Бейнеу – Озень – Болашак.
Транскаспийский международный транспортный маршрут "ТРАСЕКА" соединяет Восточную Европу с Центральной Азией и Китай. В Казахстане проходит через Алтынколь/Достык – Актау/Курык.
Автомобильные транзитные коридоры:
В Казахстане восемь транзитных коридоров, через которые в соседние страны поставляется груз.
"Западная Европа – Западный Китай" имеет протяженность 2,7 тыс. км.
"Алматы – Караганда – Нур-Султан – Петропавловск – граница России на Курган" составляет 1,9 тыс. км.
"Нур-Султан – Костанай – граница России на Челябинск" равен 860 км.
"Граница Китая – Майкапшагай – Калбатау – Семей – Павлодар – граница России на Омск" имеет протяженность 1,1 ты. км.
"Алматы – Талдыкорган – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – граница России на Барнаул" равен 1,2 тыс. км.
"Актобе – Кандыагаш – Макат – Атырау – граница России на Астрахань" длиной 893 км.
"Актобе – Уральск – Самара" имеет протяженность 523 км. Является ответвлением коридора "Западная Европа – Западный Китай" через Уральск на Самару и далее через Брест в Европу.
"ТРАСЕКА" равна 4 тыс. км. Коридор обеспечивает транзит с Китая и стран Средней Азии через морской порт Актау и Курык на Кавказ и далее в Европу.
Справка
*Двадцатифутовый эквивалент – условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Часто используется при описании вместимости и пропускной способности контейнеровозов и контейнерных терминалов. Основана на объеме 20-футового (6,1 метра) интермодального ISO-контейнера – металлической коробки стандартного размера, которая может транспортироваться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским.