Авиакомпания "Эйр Астана" рассмотрит возможность повышения цен на билеты для некоторых направлений из-за геополитической ситуации. Об этом в беседе с LS рассказал глава организации Питер Фостер.
Он ответил, была ли вынуждена авиакомпания поднимать стоимость билетов из-за геополитической ситуации, инфляции, повышения курса доллара и роста цен на ГСМ и комплектующие.
"Нам еще не пришлось сильно менять цену. Инфляция, конечно, заставила нас очень значительно увеличить зарплату. Поэтому фонд заработной платы намного выше. Но в то же время мы получаем больше производительности от нашей техники, потому что увеличились часы полета. Сейчас ограничение по пандемии сняли, полетов стало больше. Таким образом, с доходной частью все в порядке, но есть проблема со стороны затрат на топливо. Но мы закрыли некоторые позиции по хеджированию топлива около полутора лет назад, поэтому мы достаточно защищены от роста цен на него в течение следующих нескольких месяцев", – отметил Фостер.
Из-за конфликта между Россией и Украиной "Эйр Астана" приостановила полеты в соседнюю страну. Но более серьезной проблемой Фостер называет тот факт, что при полетах в Европу приходится избегать российского воздушного пространства, пролетая к югу от Черного моря.
"Это добавляет полетам около 90 минут, чтобы добраться до Франкфурта, Амстердама и Лондона. Так что это увеличивает время полета и затраты", – посетовал Фостер.
Также он ответил, будет ли авиакомпания поднимать цены на билеты из-за изменения маршрута и других факторов.
"Пока нет, но нам придется подумать об этом. В целом здесь стабильность. Но на некоторых маршрутах, в частности, в Европу, должны быть некоторые корректировки", – добавил собеседник LS.
Подробнее о ценах на билеты рассказал LS вице-президент "Эйр Астаны" по маркетингу и продажам Адель Даулетбек.
"В настоящее время на маршрутах из Нур-Султана и Алматы в Лондон в связи с облетом закрытого авиапространства над Украиной и акватории Черного моря маршрут удлинился и выполняется с технической посадкой в Актау. Поэтому стоимость билета на этом направлении в среднем повысилась на 4%", – привел цифру Даулетбек.
Антироссийские санкции принесли "Эйр Астане" проблемы и с получением комплектующих и сервиса за рубежом. Об этом LS рассказал директор по техническому обслуживанию компании Андрей Олия.
По его словам, в авиации всегда есть проблемы с комплектующими. Их стало тяжелее доставлять не только из-за геополитической ситуации, но и из-за пандемии.
"Несколько грузовых операторов перестали летать через Казахстан, некоторые компании не берут трансфер груза, например, из Америки через Европу в Казахстан. Им нужно, чтобы в Европе была санитарная очистка. И некоторые просто не принимают без санитарной обработки", – отметил Олия.
Кроме того, из-за антироссийских санкций "Эйр Астана" больше не может работать с партнерами в России.
"У нас были, есть и, надеюсь, в будущем продолжатся хорошие взаимоотношения с такой компанией как S7. Они нам делали c-check (более сложная форма техобслуживания самолетов, – прим. LS), мы делали им c-check, они помогли развить нам нашу базу. И у нас было обоюдное взаимоотношение. То есть если у них есть какой-то инструмент на складе, а у нас нет, то мы могли взять в аренду у них. А также они могли взять у нас. И мы так обменивались, потому что ни одна авиакомпания не сможет самостоятельно иметь все необходимое для всех возможных проблем, иначе это разорит ее", – подчеркнул Олия.
После этого он доьавил, что "Эйр Астана" возможно возобновит сотрудничество по c-check с Китаем, которое существовало ранее.
Также у "Эйр Астаны" были российские поставщики чехлов на сидения. Теперь компания должна искать их в другом месте, чтобы санкции не затронули "Эйр Астану".
Но Олия отметил, что ситуация некритическая и запчасти можно найти в другом месте.
"Где-то можно найти дешевле, но дольше везти, где-то можно найти быстрее, но дороже. Поэтому вариантов много и производителей запчастей тоже много, тех, кто может продавать и обмениваться. У нас большой контракт с Turkish Technic по обмену запчастями. Поэтому с этой стороны мы прикрыты", – добавил собеседник LS.