В Казахстане хотят избавить рынок авиа- и железнодорожных перевозок от монополий

29 марта 2022 года

В Казахстане раскритиковали монополию в железнодорожной и авиационной отрасли, передает LS.

По словам заместителя председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Марата Омарова, из-за концентрированности на рынке совершенно не развивается конкуренция.

На внутреннем рынке авиаперевозок, по его словам, более 80% приходится на компании с государственным участием, группы компаний "Самрук-Казына". Это "Эйр Астана" со структурными подразделениями FlyArystan и Qazaq Air. Остальная доля приходится на SCAT. При этом доля остальных трех авиакомпаний ("Южное небо", "Жезказган-Эйр", "Жетысу") составляет менее 1%.

"Qazaq Air была создана и оснащена специальным флотом для развития низкоинтенсивных социально значимых авиамаршрутов в целях повышения деловой активности населения регионов Казахстана. С 2020 года Qazaq Air приступила к обслуживанию субсидируемых авиамаршрутов и составляет конкуренцию частной авиакомпании SCAT с ее дочерним предприятием "Южное небо". Кроме того, на сегодня Qazaq Air осуществляет перелеты на популярных авиамаршрутах: Нур-Султан - Алматы, Алматы - Шымкент, Нур-Султан - Шымкент", - заметил Омаров.

Он предложил реализовать акции Qazaq Air и вывести FlyArystan как отдельное юридическое лицо, с последующей реализацией 51% акций на аукционных торгах. По его словам, это приведет к появлению самостоятельного игрока (бюджетного перевозчика), увеличению состязательности за клиента между авиакомпаниями. В результате ожидается снижение цен и улучшение сервиса по обслуживанию потребителей.

В железнодорожных грузовых перевозках более 95% рыночной доли имеет "КТЖ-Грузовые перевозки". Хотя отрасль с 2004 года передана в конкурентную среду, монополия остается. Есть два частных перевозчика в пилотном режиме - "ТТТ Сервис" и DarRail, но их доля не превышает 5%.

Омаров считает, что нужно сократить число компаний с госучастием на товарных рынках, в которых присутствует конкуренция.

"Поэтому предлагается реализовать предприятия с госучастием на конкурентных рынках железнодорожных грузовых перевозок (контейнерные перевозки грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание, обслуживание оперирования, перегруза, складирования и т.д.). К примеру, "Кедентранссервис", КТZ Express, "Казтемиртранс" и другие являются дочерними компаниями КТЖ. При этом "КТЖ-Грузовые перевозки" предоставляет льготы своим компаниям на конкурентном рынке, что приводит к ограничению конкуренции", - объяснил спикер.

Он добавил, что в отношении "КТЖ-Грузовые перевозки" проводится расследование по признаку злоупотребления монопольным положением в части применения разных цен к равнозначным соглашениям, а именно - заключенного договора о предоставлении специальных тарифных условий на перевозки грузов по железной дороге Казахстана.

Кроме того, по словам Ахметова, предлагается пересмотреть квалификационные требования к выдаче лицензий на перевозку грузов касательно установления конкретных требований к перевозчику по количеству новых локомотивов; обязанности по перевозке всех видов грузов и возможности отзыва лицензии при отказе перевозки низкорентабельных грузов (в связи с наличием перекрестного субсидирования одних грузов за счет других  к примеру, стоимость перевозки нефтепродуктов превышает стоимость перевозки зерна в 3,9 раза); перевозки грузов в транзитном направлении при условии привлечения нового грузопотока - увеличения объемов перевозок либо возможности использования незадействованных или слабо задействованных участков.

Помимо этого, нужно принять долгосрочную программу развития по обновлению локомотивов, вагонов, увеличению пропускной и перерабатывающей способности магистральной железнодорожной сети (МЖС), повышении скорости поездов и др.

В пассажирских железнодорожных перевозках дочерняя компания КТЖ – "Пассажирские перевозки" – имеет долю более 80%. Также есть семь частных перевозчиков. Тем не менее все перевозчики убыточные и субсидируются государством. Согласно информации частных компаний, потребность в вагонах составляет 100 единиц. При этом госпрограммой ГПИР "Нұрлы жол" для  "Пассажирских перевозок" предоставляются лучшие условия для приобретения вагонов: ставка вознаграждения – 1,75%, срок финансирования – 20 лет со льготным периодом по погашению основного долга шесть лет.

"Отличительным условием господдержки является то, что частные перевозчики самостоятельно получают коммерческий заем, с невыгодными условиями: установление краткосрочного периода выплаты (семь лет), внесение предоплаты в размере 30%, ставка вознаграждения 6% (за минусом субсидируемой части). При этом вложенные инвестиции окупаются за 20 лет", - сравнил Омаров.

Поэтому он предложил предоставить справедливое распределение республиканских средств в аналогичных льготных условиях для частных перевозчиков по приобретению пассажирских вагонов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
На чем зарабатывают казахстанские банки и почему они прибыльнее развитых стран
вчера
Жители Казахстана тратят на еду большую часть зарплаты, чем в Беларуси, России и Китае. Инфографика
вчера
Минздрав пересмотрит лицензирование стоматологов после скандала с пенсионными деньгами
вчера
Қазақстан ЕО санкциялар жөнінде ескерту алмады
вчера
Дьявол кроется в деталях: названы главные страхи инвесторов горнорудной отрасли
вчера
Бюрократия дороже урожая: Казахстан теряет овощные рынки соседей
вчера
Казахстан не получал уведомлений от ЕС о введении вторичных санкций
вчера
Нацбанк выполняет свою роль, но инфляция остается высокой из-за действий правительства – мнение
вчера
НПЗ Казахстана обяжут производить больше востребованных ГСМ
вчера
Банктер шоттар жайлы мәліметті салықшыларға тапсырады
16 сентября 2025 года
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.