С 1 января 2020 года в Казахстане могут на 10 тенге вырасти акцизы за литр бензина. При этом министерство национальной экономики не ожидает резкого роста цен после повышения акциза на бензин. Тем временем эксперты, опрошенные LS, высказали мнение о том, продукция каких отраслей подорожает для казахстанцев.
По мнению эксперта-аналитика группы компаний "Финам" Алексея Калачева, рост цен на продукцию зависит от спроса.
"Производители товаров и услуг постараются максимально заложить рост транспортных издержек из-за повышения акцизов в цену своей продукции. Там, где спрос неэластичен, например, в товарах первой необходимости, влияние акцизов на топливо будет более заметным. В этом случае повышение акцизов на топливо будет оплачено конечными потребителями. Там, где спрос более эластичен и высока конкуренция, производители постараются сдержать цены, принимая рост издержек на себя. Это снизит прибыль, но позволит удержать позиции на рынке", – заметил Калачев.
Он отметил, что доля ГСМ в транспортных издержках составляет порядка 30%. Но доля самих транспортных расходов в цене различных товаров может быть очень разной. Кроме того, имеет значение длина транспортного плеча в логистике поставок.
"В среднем доля топлива в себестоимости растительных продуктов составляет порядка 13%, в себестоимости продуктов животноводства – порядка 3,5%. Таким образом, повышение цен на бензин больше скажется на ценах на хлеб, овощи и фрукты, чем на мясо и молоко. Доля бензина в остальных товарах может составлять от 2% до 5%. Теперь посмотрим на стоимость бензина. Сейчас доля акцизов в розничной цене литра топлива в Казахстане составляет где-то 5-6%. Для сравнения: в России эта доля – 15-20%. Подняв ставки акцизов, Казахстан приблизится к России в этом отношении. Доля акцизов в цене бензина вырастет примерно до 12%", – объяснил эксперт.
Калачев добавил, что если если производители смогут полностью переложить рост затрат на потребителей, бензин может подорожать на 5%, стоимость перевозок – на 1,5-2%, промышленные товары и продукция животноводства – примерно на 0,5%. По растительной продукции цены вырастут примерно на 1%.
Между тем аналитики Института мировой экономики и политики (ИМЭП) напомнили, что в ближайшие пять лет планируется создание общего рынка нефтепродуктов ЕАЭС с гармонизацией цен на бензин. Сейчас разница в стоимости литра ГСМ Казахстана и России составляет где-то 100 тенге. Поэтому экспертам ИМЭП увеличение акциз кажется логичным шагом.
"Это решит вопросы традиционного дефицита топлива, теневого экспорта. Рынок станет более предсказуем и будет меньше подвержен административному регулированию. Таким образом, бензин у нас в любом случае будет дорожать, вопрос только в скорости роста. Ключевой вопрос – как это отразится на других секторах", – заметили в институте.
Аналитики отметили, что рост потребительских цен составит от 0,35% до 0,71% дополнительной инфляционной нагрузки. При этом внутри отраслей показатель может достигнуть и 2% в зависимости от уровня потребления энергоносителей в процессе производства товаров и услуг.
"В первую очередь это коснется транспортной логистики, где доля топлива в себестоимости достигает 30% и более. Естественно, заданный импульс "перекинется" на другие отрасли, активно использующие транспортные услуги, такие как торговля, АПК, услуги питания. Тем самым в среднесрочный период можно ожидать давление на совокупный спрос – бюджетные ограничения в потреблении населения (в первую очередь населения с низкими доходами, с изменением структуры потребительской корзины), а также относительное снижение конкурентоспособности местного предпринимательства", – заметили в ИМЭП.
Говоря о том, какие товары подорожают, в институте отметили, что доля ГСМ структуре себестоимости сельхозпродукции может занимать 10%. При этом в АПК доля дизельной транспортной техники, используемой при сборе урожая, логистике, составляет около 90%.
"Тем самым повышение акцизов на бензин вряд ли как-то повлияет на ценообразование в оптовом блоке аграрной отрасли. Следует отметить, что до сих пор существует государственное субсидирование топлива для сбора урожая. Иная картина возможна на уровне мелокоптовой и розничной торговли агропродукции. В логистике с оптовых рынков, фермерских хозяйств, дач и огородов до городских рынков, супермаркетов, магазинов формата "за углом" активно применяются малотоннажные и легковые автомобили, потребляющие бензин. Тем самым повышение акцизов повлияет на цены на продукцию, массово потребляемую населением, особенно в недорогом сегменте: яблоки, картофель, морковь, лук, мясо-молочная продукция и так далее", – пояснили в ИМЭП.
В институте добавили, что Нацбанк по данному вопросу отметил, что цены на бензин в Казахстане за девять месяцев снизились на 4,8%. При плохом сценарии, в случае явной угрозы нарушения инфляционного коридора (4-6%) можно ожидать повышения базовой ставки. Нацбанк в рамках текущей монетарной политики будет стараться сжимать денежную массу через свои инструменты. В таком случае высоковероятно снижение банковского кредитования экономики в целом.
"Кроме того, дополнительные поступления в бюджет скорее всего пойдут на финансирование социальных обязательств государства, что в свою очередь может "разогреть" потребительский спрос и кредитование среди населения с низкими доходами и низким уровнем сбережений. В целом подобный "переток" благосостояния от среднего класса к социально уязвимым слоям населения будет иметь как макроэкономические, так и микроэкономические последствия", – уточнили в ИМЭП.
Тем не менее, по мнению аналитиков института, в долгосрочный период вырастет спрос на автотранспорт с малолитражными, газовыми или даже электродвигателями. Это улучшит экологическую ситуацию в особенно крупных городах. Расширятся перспективы отечественного автомобилестроения и связанных отраслей. Кроме того, постепенный переход бизнеса и населения на экономичный автотранспорт увеличит располагаемые финансовые ресурсы благодаря более низкому налогообложению и дешевому сервисному обслуживанию. Тем самым в долгосрочной перспективе инфляционное давление перекроется позитивным мультипликативным эффектом. Это зависит от качества экономической политики государства.
Между тем ранее ведущий аналитик Центра исследований прикладной экономики (AERC) Еркебулан Есетов, когда повышение акцизов планировалось в декабре, посчитал, насколько вырастут затраты населения.
"В результате повышения стоимости бензина на 10 тенге за литр цены на продовольственные продукты могут увеличиться на 0,71 процентных пункта (п. п.), тем самым подняв долю затрат семей на продукты питания. Касательно непродовольственных продуктов рост цен составит 1,72%, платные услуги подорожают на 0,46%. Важно отметить, что от повышения стоимости в первую очередь страдают социально и экономически уязвимые слои населения. В результате наблюдается увеличение общей инфляции в Казахстане, а также ухудшение качества потребления населения. Вместе с тем общая инфляция в течение 12 месяцев с момента подорожания бензина на 6,5% увеличится на дополнительные 0,91 п.п., что создаст определенные риски для Нацбанка в достижении таргета на 2020 год в 4-6%", – заметил Есетов.
Он отметил, что для конечного потребителя сильнее всего подорожают услуги транспорта и повысятся траты на эксплуатацию транспортных средств (на 2,52 п.п.).
Также существенно вырастут в цене одежда и обувь (на 1,16 п.п.), предметы домашнего обихода и бытовая техника (на 0,86 п.п.), продукты питания и безалкогольные напитки (на 0,60 п.п.), услуги здравоохранения (на 0,90 п.п.). Меньше всего отреагирует стоимость услуг связи, ресторанов и гостиниц (на 0,21 п.п.).
Ранее министр нацэкономики Руслан Даленов заявлял о том, что в правительстве обсуждается вопрос увеличения акцизов на бензин на 10 тенге.
Сообщалось также, что в Казахстане с ростом акцизов на бензин подорожает ГСМ, а вместе с ним и остальные товары вырастут в цене.
Позже в министерстве энергетики заявили, что цены на бензин в текущем году не вырастут.
Однако после этого в Миннацэкономики заявили, что правительство уже разрабатывает постановление, которое предполагает рост цен на акцизы на бензин.