В Казахстане с ростом акцизов на бензин подорожает ГСМ. А вместе с ним и остальные товары вырастут в цене. Экономисты высказали LS мнение о том, в каких отраслях ожидать увеличения стоимости.
Ведущий аналитик Центра исследований прикладной экономики (AERC) Еркебулан Есетов подошел к вопросу с точки зрения расчетов. Он применил векторные авторегрессионные уравнения (VAR) для анализа динамики индексов цен на бензин, а также основных компонентов инфляции, и посчитал, насколько вырастут затраты населения.
"В результате повышения стоимости бензина на 10 тенге за литр цены на продовольственные продукты могут увеличиться на 0,71 процентных пункта (п. п.), тем самым подняв долю затрат семей на продукты питания. Касательно непродовольственных продуктов, то рост цен составит 1,72%, платные услуги подорожают на 0,46%. Важно отметить, что от повышения стоимости в первую очередь страдают социально и экономически уязвимые слои населения. В результате наблюдается увеличение общей инфляции в Казахстане, а также ухудшение качества потребления населения. Вместе с тем общая инфляция в течение 12 месяцев с момента подорожания бензина на 6,5% увеличится на дополнительные 0,91 п.п., что создаст определенные риски для Нацбанка в достижении таргета на 2020 год в 4-6%", – заметил Есетов.
Он отметил, что для конечного потребителя сильнее всего подорожают услуги транспорта и затраты на эксплуатацию транспортных средств (на 2,52 п.п.).
Также существенно вырастут в цене одежда и обувь (на 1,16 п.п.), предметы домашнего обихода и бытовая техника (на 0,86 п.п.), продукты питания и безалкогольные напитки (на 0,60 п.п.), услуги здравоохранения (на 0,90 п.п.). Меньше всего отреагирует стоимость услуг связи, ресторанов и гостиниц (на 0,21 п.п.).
Директор по стратегии инвесткомпании "ФИНАМ" Ярослав Кабаков поддержал коллегу в том, что рост акцизов скажется на всей экономике. При этом, по словам Кабакова, повышение стоимости топлива вряд ли будет одномоментным.
"Плательщики акцизов будут стремиться как-то компенсировать свои расходы, а значит, будут перекладывать их, пусть и частично на своих потребителей. Те в свою очередь на плечи своих потребителей и так далее, по цепочке. А это значит, что со временем повышение стоимости топлива, произошедшее из-за увеличения акцизов, коснется практически всех, даже тех, кто топливо не потребляет. Но, косвенно, из-за увеличения его стоимости они будут платить больше за те товары и услуги, которые они покупают", – заметил собеседник LS.
Кабаков добавил, что первыми ощутить на себе повышение стоимости топлива могут компании добывающего сегмента, которые используют его в значительных объемах. Также почти сразу увеличится стоимость перевозки пассажиров и грузов. И затем рост стоимости топлива коснется всех прочих отраслей.
"В данном случае важна позиция властей и та экономическая политика, которую они будут проводить, то есть то, как именно будут регулировать конкретные отрасли. Потому что в каких-то отраслях можно допустить повышение цен и это не приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в республике, а где-то лучше этого не делать, чтобы не ухудшить конкурентоспособность страны и не допустить недовольства населения", – заключил Кабаков.
Между тем председатель правления Западно-Казахстанской РЭК Жакып Хайрушев отметил, что увеличение акцизов скажется на энергопроизводящих предприятиях.
"Увеличение стоимости бензина приведет к увеличению эксплуатационных затрат предприятий. Например, при годовом плане нашей РЭК затраты на ГСМ составляют 177,1 млн тенге, в том числе на бензин 89,2 млн тенге. Рост стоимости бензина на 6% увеличит расходы на ГСМ на 5,3 млн тенге (на 2,9%) до 182,4 млн тенге в год. Затраты будут скорректированы внутри тарифной сметы без увеличения тарифа РЭК", – заверил Хайрушев.
Напомним, ранее LS публиковал информацию о том, что цены в Казахстане растут быстрее, чем в других странах ЕАЭС.