В Казахстане бензин продолжит только дорожать. Такой прогноз LS озвучили эксперты в сфере энергетики.
Экономист Сергей Смирнов, комментируя LS дефицит ГСМ на юге Казахстана, отметил, что не исключен вариант искусственного снижения предложения для повышения стоимости бензина.
"Всегда, когда останавливается хоть один завод, на данный момент Шымкентский НПЗ, возникают проблемы. Хотя государство говорит о том, что созданы необходимые запасы. Есть вероятность, что это было сделано искусственно, чтобы повысить цены", – пояснил Смирнов.
Экономист объяснил, что в 2025 году в ЕАЭС начнет действовать единый энергетический рынок. Из-за него цены на топливо постепенно приравниваются во всех странах – членах Союза. В случае с Казахстаном – растут.
В связи с этим после восстановления объема бензина на юге Казахстана снижения цен не ожидается.
"У нас только один раз топливо дешевело, когда в России перешли на Евро-4, а в Казахстане еще оставался бензин Евро-3, который не мог поступать в Россию. В остальное время стоимость повышалась", – уточнил Смирнов.
Эксперт добавил, что в этом году Павлодарский нефтехимический завод и Атырауский НПЗ также могут уйти на плановый ремонт. В связи с этим в данных регионах также можно ожидать перебои и дефицит бензина.
Экономист Арман Байганов высказал мнение, что снижение предложения на юге Казахстана связано с утечкой в соседние страны.
"Несмотря на резервные объемы, подготовленные во время планового ремонта ШНПЗ, есть вероятность перетока ГСМ в приграничные регионы. В Кыргызстане и Узбекистане бензин дороже казахстанского, туда топливо могло утекать серыми путями", – высказался Байганов.
Экономист также отметил, что цена на топливо продолжит расти. По словам собеседника LS, на это влияет рост цен на товары и услуги. В связи с этим сотрудникам в отрасли необходимо повышать зарплаты, что влияет на себестоимость топлива. Также разница в стоимости с соседними странами влияет на увеличение стоимости.