Обсуждение Закона "О восстановлении платежеспособности казахстанцев", предполагающего внедрение банкротства для физических лиц в Казахстане, отложили до 2018 года, передает LS.
В ответе на запрос LS в комитете государственных доходов (КГД) отметили, что в октябре 2017 года состоялось совещание с участием заместителя премьер-министра Ерболата Досаева. В ходе данной встречи было принято решение доложить президенту о том, что работа по данному законопроекту переносится на следующий год.
"Этот законопроект включен в план работ правительства на будущий год. Внесение указанного документа в парламент назначено на июнь 2018 года. При этом предполагаемый срок введения самого закона в Казахстане – 1 января 2021 года, после внедрения всеобщего декларирования доходов и имущества граждан", - уточнили в комитете.
В целом в КГД напомнили, что в настоящее время в стране существует механизм банкротства только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как для физлиц такая опция отсутствует.
"На сегодняшний день у казахстанцев остро стоят проблемы как по банковским займам, так и по прочим видам денежных обязательств, что указывает на необходимость разработки механизмов урегулирования чрезмерной задолженности граждан", - уверены в ведомстве.
В комитете раскрыли подробности вводимого законодательства. Так, если у казахстанца накопились долги и он понимает, что не может справиться с ними, он вправе обратиться с заявлением об открытии процесса восстановления платежеспособности в орган госдоходов. При этом размер долга не имеет значения, главное, чтобы он не был связан с осуществлением гражданином предпринимательской деятельности, а возник в связи с его личными потребностями или обязанностями, к примеру, долги по коммунальным платежам, банковскому займу, распискам, исполнительным листам и так далее.
В то же время не смогут воспользоваться новой услугой лица, имеющие непогашенную судимость за ряд преступлений. Речь идет о таких деяниях, как мошенничество, присвоение или растрата вверенного чужого имущества, незаконное получение кредита, уклонение от уплаты налогов, лжепредпринимательство и прочее.
"Добросовестному гражданину, который в силу сложившихся обстоятельств попал в долговую яму, закон будет предоставлять возможность поправить свое пошатнувшееся положение. Казахстанцы получат план погашения задолженности, он будет составлен, исходя из финансовых возможностей должника. При этом кредиторы будут обязаны со своей стороны предложить отсрочку или рассрочку выплаты долга, списание пени, штрафов, прощение части долга и прочие меры. Максимальный срок реализации плана – пять лет", - пояснили в КГД.
Кроме этого, если у должника отсутствует регулярный доход, который позволит ему рассчитаться с долгами, имущество должника будет реализовано в рамках судебной процедуры. Вырученные средства подлежат распределению между кредиторами, а оставшиеся долги – списанию.
По окончании процесса восстановления платежеспособности судом будет рассмотрен вопрос об освобождении или неосвобождении гражданина от оставшихся долгов.
При этом списание не будет предоставлено, если должник:
1) предоставил ложную информацию об имуществе;
2) скрыл имущество, информацию о нем или воспрепятствовал ее получению;
3) увеличил размера долга без согласия кредиторов;
4) заключал без необходимости договоры банковского займа, что привело к его неплатежеспособности;
5) отказался от составления плана при наличии регулярного дохода;
6) не прошел этап внесудебной процедуры;
6) оказал предпочтение одним кредиторам перед другими.
Также суд может отказать в списании долгов и при иных обстоятельств, если расценит поведение должника как способ ухода от ответственности перед кредиторами.
Кроме того, законопроект определяет перечень обязательств, от исполнения которых должник не подлежит освобождению ни при каких обстоятельствах. К примеру, выплата алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособного супруга или родителей, возмещение ущерба, причиненного жизни или здоровью человека.
При этом в КГД добавили, что по мере обсуждения положений законопроекта, отдельные пункты могут быть пересмотрены.
Справка
По данным Нацбанка на 1 ноября 2017 года кредиты, с просроченной задолженностью свыше 90 дней, превышают 1,7 трлн тенге, или 12,3% от общего ссудного портфеля. При этом на начало текущего года задолженность была более 1 трлн, или 6,7%.