«Закон о бирже архаичен, его пора менять»

27 марта 2012 года
Товарные биржи Казахстана необходимо выводить на новый уровень развития, даже если для этого придется включить административные рычаги, считает заместитель председателя правления ЕТС Мамедов Али Эльмирович. В интервью  LS он рассказал о трудностях, коррупции и законодательных пробелах. - В мае 2009 года была принята новая редакция закона «О товарных биржах». Ожидалось, что документ «заткнет» законодательные «дыры» и будет способствовать качественному росту биржевого рынка: повышению капитализации игроков,  развитию биржевых технологий, совершенствованию инфраструктуры и т.д. Судя по всему, ожидания не оправдались, почему? Действительно, оправдались далеко не все ожидания, несмотря на то, что для 2009 года, когда закон «О товарных биржах» был принят, он считался весьма продвинутым. В результате его введения в стране появились современные электронные специализированные площадки. Это уже является серьезным вкладом в развитие рынка. Но, спустя время стало ясно, что закон все же имеет серьезный недостаток  – в нем не прописано никаких требований к тому, что из себя должна представлять товарная биржа и какие у нее должны быть возможности. Для примера, закон «О банковской деятельности» устанавливает  определенные и четкие критерии получения лицензии банками в части капиталовложения акционерами, запрета деятельности и др. Что касается товарных бирж, то на момент принятия закона, понимания специфики работы подобной площадки не было.  Поэтому мы пришли к тому, что утвердили закон, который разрешает применение  электронных торгов, но содержит в себе архаичные формы организации торговли. Это, например, голосовые сделки, которые уже нигде в мире не применяются. Изначально предполагалось, что торги будут происходить исключительно в электронной форме, но, громкие протесты «старых биржевиков» были законодателем учтены. В результате, спустя два года выяснилось, что закон не позволяет развивать в полной мере современную биржевую торговлю. Любой хозяйствующий субъект имеет право получить лицензию на биржевую торговлю и открыть специализированную площадку. При этом, сами торги могут не проводиться, а просто  так назывемой биржей эмитируются  документы  о голосовых торгах, которые якобы имели место. Пришло время понять, что реальная биржевая торговля может развиваться лишь при помощи электронных торгов, когда фиксируются все ценовые движения. Если нет движения, то нет торгов. Иначе нет смысла вообще заводить разговор о цивилизованных торгах, так как производителям экономически  выгодней идти на голосовую биржу за «штампиком».  Заметим, что голосовых бирж в мире практически не осталось. Подозреваю, что в одном Казахстане их больше, чем во всем остальном мире. Последний «бастион» голосовых торгов среди крупнейших мировых товарных бирж - Лондонская биржа металлов. Но ей свыше 300 лет, и это уже традиция для британцев, которой они дорожат. Мы стараемся работать по мировым стандартам. Наша электронная торговая система стоит почти $6 млн. И ее нужно окупать. А кто-то на рынке просто ставит печать биржи на документах и берет за это деньги. Вот скажите мне - как с ними конкурировать?  - А как вы ухитряетесь конкурировать с менее ресурсозатратными биржами? - К счастью, многие производители понимают эффективность электронных торгов и работают с нами. И это несмотря на то, что наши тарифы в 2,5 раза выше тарифов голосовых бирж. С 2011 года ЕТС стала проводить анонимные классические аукционы. Это настоящие рыночные сделки,  определяющие цену товара на основе  баланса спроса и предложения, при этом биржа гарантирует исполнение заключенных в этом режиме биржевых сделок. Сейчас мы предлагаем в закон внести мелкую, но важную деталь –  обязательность наличия режима двойных анонимных аукционов. Например, по товарам из перечня необходимо обязать биржи проводить не менее 15% сделок в этом режиме. - Есть надежда на то, что вы будете услышаны? - На данный момент, у нас сложилось стойкое убеждение, что у государства есть понимание в части необходимости ужесточения требований к биржам и внесения соответствующих изменений в закон «О товарных биржах» - как минимум в той части, что торги по товарам Перечня должны быть только электронными. - Ходят устойчивые разговоры, что хотят убрать обязательный Перечень биржевых товаров… - Вопрос лоббируют те игроки, которые не желают развивать рыночное ценообразование. На развитых рынках производители и покупатели хотят оценить товар по рыночной стоимости и идут на биржу. К сожалению, рыночная экономика постсоветских стран весьма специфична. Взаимоотношения в бизнес-среде также весьма специфичны. Это проблемы с коррупцией, уход от налогов, так называемая оффшорная экономика и т.д. Даже появление на рынке самых современных и технологичных бирж, не вызовет желания у многих бизнесменов торговать через них. Поэтому должны быть  некие законодательные акты, принуждающие торговать частью стратегических товаров через биржу. С этой точки зрения обязательный перечень просто необходим. Давайте дополним закон, сделаем так, чтобы биржи были настоящими,  торгиреальными, а не в лучшем случае регистрацией уже заключенных внебиржевых сделок, а потом уже будем оценивать , какой реальный эффект для бизнеса и государства мы получим от обязательной биржевой торговли стратегическими товарами. Нужно понимать, что проблемы нащих товарных рынков огромны и сегодня нужна направляющая силагосударства в виде определенных рычагов, которые сделаютэти рынки цивилизованными. В том числе в виде  перечня обязательных биржевых товаров, а, возможно, и его расширения...  Иначе, риски для этих рынков в свете вступления Казахстана в Евразийский Союз и ВТО могут оказаться критическими. - Сможет ли спрос на анонимный аукцион привести к расширению перечня биржевых товаров? - Бесспорно. Но, существуют стратегические отрасли, например, нефтянка, где требование о всеобщей продаже нефти через биржу невыполнимо. В этой части необходимо работать очень аккуратно. Если сегодня сделать нефть обязательной для продажи через биржу, произойдет коллапс. Существуют международные контракты, на которые не распространяются законы, принятые государством после подписания этих контрактов. Мы придем к тому, что национальные компании будут поставлены в нерыночные условия по сравнению с иностранцами. Чтобы прийти к биржевой торговле нефтью надо пересмотреть контракты, а это сегодня невозможно. - На ЕТС самые большие обороты по зерну и цементу. Как на них повлиял анонимный аукцион? - Да, с зерном и цементом проблем нет. Обороты по этим товарам выросли. Но, увы, это, прежде всего результат регистрации адресных сделок. Следует сказать, что технически для нас режим двойного анонимного аукциона не проблема изначально. Собственно, наша биржа запустилась именно с этим режимом в марте 2009 года, причем в самом жестком варианте - Т+0. Но участники зернового рынка бегали от этого режима, что называется «как черт от ладана». Тогда мы перешли к тактике постепенного развития биржевого рынка. Но и сейчас наш гораздо более мягкий классический анонимный аукцион, когда торгуют один продавец и много покупателей, не пользуется большой популярностью, ведь есть вполне законная возможность договориться вне биржи о сделке, а на бирже только зарегистрировать ее. И пока эта возможность существует, производители на анонимные торги не придут. Эту возможность надо закрыть хотя бы частично. Хочу обратить внимание, что принуждение не продиктовано внеэкономическими факторами, оно принесет пользу и производителям и покупателям. Предположим, есть некий цементный завод, с продукцией ориентированной на внутренний рынок. Ранее в Казахстане был дефицитный рынок цемента, и производители не особо следили за качеством своей продукции. В последнее время игроков стало больше – введены   в строй современные заводы  в Таразе и Шымкенте, ориентированные на производство качественного цемента.   Рынок постепенно насыщается, и качество производимого товара становится вопросом жизни или смерти. Потребитель будет покупать тот цемент, который лучше. Демпинговать до бесконечности завод с плохой продукцией не может. Уже с середины   2012  года мы продолжим развивать анонимные торги на ЕТС и введем двойные анонимные аукционы. Что это такое? Каждый «наш» производитель, торгующийся в отдельном «стакане» в режиме классического аукциона будет объединен с другими, торгующими тем же товаром, в  единый «стакан» .Это и называется двойным анонимным аукционом, где много продавцов и покупателей. - Что даст бирже рост игроков рынка и качества товара? - Снижается роль бренда, когда потребитель выбирал между заводами исходя из расчета цена- качество. Создается единый рынок, когда на бирже продается одинаково качественный обезличенный товар на анонимном аукционе.   - Вы будете работать только с теми производителями, кто дает хорошее качество? - Мы будем работать со всеми. Закон обязывает продавать цемент на бирже в обязательном  порядке. Мы не имеем права отказать кому-либо.   - Тогда как в таком случае, потребителю выбрать из безликой торговой массы качественный цемент? Его можно будет определить по более высокой цене? - Цены будут одинаковыми. И будет единая спецификация – например, по цементу основная марка это Портландцемент 400 Д20. Мы будем искать решение этой проблемы и готовы идти на компромиссы. Отмечу, чтобы отказываться от всех брендов сейчас мы не намерены. Но, необходимо выстраить систему торговли, которая от этой брендовости уйдет. В конечном итоге насыщение цементного рынка приведет к тому, что весь цемент будет одинакового качества. Примерно по такому же сценарию мы будем работать и на зерновом рынке. Это, на мой взгляд, послужит серьезным подспорьем Минсельхозу в его борьбе за наведение порядка в отрасли хранения и переработки зерна. Ведь, чтобы ввести электронные зерновые расписки в полном объеме, нужна, прежде всего, уверенность покупателя в том, что на любом элеваторе ему в оговоренные сроки отгрузят зерно необходимого качества.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.