СОЮЗ НЕРУШИМОЙ КОНТРАБАНДЫ

17 ноября 2010 года
С созданием Таможенного Союза (ТС) «трех» контрабанда стала доходным бизнесом. Перевалить товар из КНР и Киргизии в Россию и остаться «незамеченным» - это то, что хорошо вознаграждается. Но проблема может быть вынесена на самый высокий уровень, и тогда экономическим интересам контрабандистов может быть нанесен серьезный урон.Аскар Чокин Российский интернет и СМИ уже пестрят обвинениями в адрес Казахстана о неспособности сдержать контрабандный вал из Китая и Киргизии. Чего стоит только статья «Казахская угроза», опубликованная в солидной деловой газете «Ведомости» 24 сентября этого года. Именно формирование ТС, по мнению российских аналитиков, усугубляет наболевшую проблему контрабанды китайского товара в РФ через Казахстан. За Россией с подобной же критикой поспевает и Беларусь. Экспертами Высшей школы экономики РФ еще в мае-июне была проведена оценка объема контрафакта на российском рынке и угрозы для легальных производителей, связанной с созданием ТС. В общем обороте розницы в 2009 году эксперты оценили долю контрафакта в 6%, стоимость поддельных товаров – в 910 млрд рублей. Это 24% оборота девяти исследованных групп товаров, в числе которых алкоголь, косметика, одежда и обувь. По мнению аналитиков, в ближайшие годы доля контрафакта может резко подскочить, и особенно россиян беспокоит снятие пограничного контроля на границе с Казахстаном, запланированное на июль 2011 года. По мнению экспертов, Россию после этого может накрыть волна китайских контрабандных товаров, поступающих в Казахстан в основном через плохо охраняемую границу с Киргизией. Параллельные миры В оценке масштабов контрабанды в Казахстане существуют два параллельных мира: официальный, коридорный и тайный мир контрабандистов, скрытый от света Астаны. Как сообщила журналу «LS-Личный счет» начальник управления ТС комитета таможенного контроля министерства финансов РК Дина Мамашева, именно на южные рубежи Казахстана брошены сегодня лучшие силы таможенной службы. «Сегодня таможенные органы могут останавливать грузы, в которых имеются признаки контрафактной продукции», - заметила она. «Если говорить об уровне контрабанды, опять же, давайте, сравним статистику с Китаем. Если по прошлым перегонам у нас с ними отклонения [в таможенной статистике] были очень серьезные - до $3-5 млрд во взаимной торговле, то сегодня мы с ними вышли практически на ноль. Поэтому мы можем говорить, что администрирование улучшилось, и, соответственно, уровень контрабанды снизился», - утверждает Д.Мамашева. Она обратила внимание на техническое оснащение таможенных постов на юге страны. «По оценке экспертов, которые проехали по нашим южным границам, - и с российской, и с белорусской стороны, - у нас уровень оснащения таможенным постов, наверное, один из самых лучших. У нас везде есть досмотровая техника, есть сканирующие установки, у нас очень серьезно к этому относятся. И основной упор сегодня – в численности, в кадровом и финансовом обеспечении… Усиление очень серьезное, и, я думаю, контрабанда будет снижаться», - уверена представитель таможни. С ней заочно готова поспорить казахстанская и российская пресса, констатирующая контрабандный вал. Характерно то, что правоохранительная практика в борьбе с контрабандой в Казахстане не отличается своей суровостью. В республиканских СМИ нашумело дело северо-казахстанского пограничника Елжаса Нурманбетова, который, чтобы сокрыть факт контрабанды, «произвел на свет» десять несуществующих в реальности предпринимателей. Военный же суд всего лишь оштрафовал его на сумму около 600 000 тенге. Википедия контрабандистов Есть неформальные термины, которые широко используются в приграничных с РФ регионах Казахстана. Это своеобразная Википедия контрабандистов. Открывает эту энциклопедию понятие «хай-вай». Это контрабандный спрессованный товар, перемещаемый в баулах (тюках, мешках) из полипропиленового материала. Как правило, это дешевые товары низкого качества, в том числе, контрафактные, произведенные многочисленными кустарными предприятиями в Китае или Киргизии. Этот, теперь уже специальный термин, широко используется, как самими контрабандистами, так и теми, кто с ними должен бороться. Подавляющая часть в структуре контрабанды – это одежда и обувь, косметика, продукты питания и прочие товары повседневного спроса. Именно хай-вай одевает, обувает и кормит основную часть многомиллионного населения Таможенного Союза. Соответственно, хай-вай дает хороший заработок всем его организаторам и участникам. Огромный поток контрабандного товара вот уже третье десятилетие следует из Китая в Казахстан и далее в Россию. Альтернативный маршрут проходит из КНР через Киргизию, далее через РК в РФ. Это общеизвестные факты, и опасения россиян небеспочвенны. Но здесь следовало бы задаться вопросом: если хай-вай везут в Россию, значит, это кому-то нужно? Ответить на этот вопрос просто: это не только нужно, но и очень выгодно. Выгодно настолько, что хай-вай достигает Беларуси. На долгом пути следования хай-вая задействована целая инфраструктура: от простого грузчика - до высоких чиновничьих кабинетов, от простой тележки - до многотонного транспорта. Каждый в этой цепочке исполняет строго отведенную роль и получает за это хороший куш. Итак, произведенный в Китае или Киргизии товар спрессовывается и упаковывается в баулы. В целях его защиты в пути следования баулы обматываются скотчем. Зачастую на них наносятся надписи, точнее, имена отправителя и заказчика, чтобы как-то их идентифицировать и вести учет товара для дальнейших расчетов. Затем товар нелегально или по поддельным документам ввозится на территорию Казахстана, точнее, в южные регионы страны. Дальнейшее перемещение осуществляется, как железнодорожным транспортом, так и автомобильным. Груженные баулами багажные вагоны или многотонные фуры следуют, пересекая всю страну и преодолевая тысячи километров, к северным воротам – к России, где вся контрабанда оседает в специальных перевалочных пунктах, ожидая дальнейшей отправки. Владельцы указанных баз отпускают контрабанду следующим перевозчикам. С перевалочных баз более мелкими партиями контрабандный товар отправляется через казахстанско-российскую границу по заранее подготовленным маршрутам - в обход установленных пунктов пропуска, без всякого оформления и досмотра. Перемещение через границу по темным тропам – дело рискованное, поэтому здесь нужна тщательная подготовка. Впрочем, у контрабандистов все отработано до мелочей. Так, для переброски хай-вая через границу используются в основном вездеходы: джипы, микроавтобусы, грузовые машины, так как ехать приходится не по дорогам с твердым покрытием, а по бездорожью через леса и болота, вдобавок в ночное время. Поэтому особо продвинутые контрабандисты оснащены современными средствами связи и навигацией. Если партия контрабанды очень крупная, то есть в объеме грузовой машины, то она обычно следует под сопровождением самими контрабандистами, а в лучшем случае даже силовиками. Вся контрабанда в пределах физической границы между двумя государствами в обязательном порядке встречается «представителями» российской стороны, которые отвечают за дальнейшую переброску товара. Самое главное в этом деле - беспрепятственно пересечь государственную границу, что зачастую обеспечивается участием в этих схемах коррумпированных представителей правоохранительных органов, дающих, так называемый, «зеленый свет» или «зеленый коридор». Ни для кого не секрет, что переваливать хай-вай, не имея «плотную крышу» у пограничников, таможенников и других представителей силовых структур, невозможно.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.