Ержан МАНДИЕВ, «АЗИЯ АВТО»: МЫ РАССЧИТЫВАЕМ НА НАЧАЛО ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА НОВЫХ АВТО В ЭТОМ ГОДУ

12 февраля 2010 года
На фоне ужесточения режима импорта автомобилей в Казахстан проекты по их сборке становятся более привлекательными. Но на этом рынке уже несколько лет почти в одиночестве пытается наладить массовую сборку АО «АЗИЯ АВТО». Открывшиеся перед заводом перспективы беспошлинных поставок продукции в Россию и Беларусь омрачаются его финансовым состоянием. Компания допустила в январе дефолт по своим внутренним облигациям. Тем не менее, она смотрит позитивно на свое будущее, о чем рассказал в интервью LS президент «АЗИЯ АВТО» Ержан Мандиев. Примечательно, что глава компании отказался раскрыть абсолютные цифры касательно объемов производства и реализации авто. - Каковы результаты деятельности компании за 2009 год? - В минувшем году на всех без исключения рынках автопроизводители несли потери. Потери несли и казахстанские дилеры. Неудивительно, что и «АЗИЯ АВТО» сократил объем выпуска и продаж. Но, в отличие от большинства игроков отечественного рынка, мы сохранили свой удельный вес – более 10%, а группа компаний «БИПЭК АВТО» сохранила звание абсолютного лидера по объемам продаж новых авто в Казахстане. Наш холдинг, куда входит и «АЗИЯ АВТО», по итогам 11 месяцев 2009 года занимает 37,5% рыночной емкости. - Каковы Ваши ожидания от 2010 года? Насколько Вы планируете увеличить производство и продажи автомобилей? Предполагаете ли Вы организацию сборки новых брендов? - Несмотря на кризис, 2009 стал едва ли не самым насыщенным годом за историю завода. Мы прошли сертификацию по обновленному стандарту ISO 9001:2008, освоили выпуск автомобилей марки Cadillac, запустили производство нового поколения Skoda Superb и Skoda Octavia. Нашими новыми партнерами стали российский холдинг «Соллерс» и корейский бренд KIA. Но уже сегодня очевидно, что наступивший год превзойдет 2009 по плотности событий со знаком «плюс». Покупателей «АЗИЯ АВТО» ждут новинки сразу от четырех брендов. Во-первых, это Skoda Yeti - заявка наших чешских партнеров на уникальный продукт в классе компактных кроссоверов. Его сборку мы планируем начать одновременно с открытием продаж модели на российском и других рынках. Сегмент среднеразмерных внедорожников в нашей линейке пополнят модели 2010 года: в верхней ценовой категории - Cadillac SRX, в демократичной нише - KIA Sorento и более крупный KIA Mohave. В то же время мы ожидаем от отечественных покупателей растущего интереса к компактным, экономичным автомобилям. Наиболее яркая премьера, запланированная нами в данной категории, Chevrolet Cruze. Другой доступной новинкой в сегменте станет KIA Cerato. И, наконец, в малом классе мы предложим семейство Chevrolet Aveo и популярную в Европе малолитражку Skoda Fabia. Намечая эти планы, мы рассчитывали на реанимацию рынка новых автомобилей в наступившем году и снижение давления импорта из дальнего зарубежья. - После начала функционирования Таможенного Союза России, Казахстана и Беларуси ввозные пошлины на подержанные автомобили в нашей стране резко возросли. Ожидаете ли Вы в связи с этим увеличения продаж в Казахстане автомобилей, производимых АЗИЯ-АВТО, или их экспорта в РФ и Беларусь? Какое количество авто компания экспортирует в близлежащие страны? - Как и другие сектора экономики, автомобильный рынок в рамках Таможенного союза будет приобретать черты единого экономического пространства. Проигнорировать перспективы такой интеграции было бы недальновидно. Поэтому мы всерьез рассматриваем регионы Зауралья и Сибири как первые внешние рынки сбыта. Если до сих пор выходу на российский рынок мешали таможенные барьеры, то в условиях открытых границ на первый план выходят два других вопроса: ценовая конкурентоспособность нашей продукции и политика дистрибуции, которую будут вести партнеры «АЗИЯ АВТО» из числа зарубежных автоконцернов. Первый компонент напрямую зависит от курса, который выберет государство в развитии машиностроения в целом и автопрома, в частности. Если усилия экономического блока правительства будут направлены на создание современных производственных мощностей, ускоренный рост отрасли и содействие продвижению отечественного экспорта, мы как производитель сможем обеспечить более конкурентоспособные цены. Говоря об участии государства, я имею в виду меры, которые зарекомендовали себя в других развивающихся странах, которые в короткие сроки создали успешный национальный автопром. Это натурные гранты, обеспечение промплощадок инженерной инфраструктурой, субсидирование ставок кредита на приобретения основных средств. А с поправкой на сегодняшнее состояние финансовой системы не менее актуальным выглядит целевое фондирование коммерческих банков из госсредств. Это лишь малая часть инструментов, которые следует позаимствовать из зарубежной практики. Но они позволяют существенно сократить себе стоимость отечественного автомобиля и, следовательно, занять место на внешних рынках. - Каким образом произойдет замещение большого количества подержанных импортных автомобилей в Казахстане? Займет ли их место импорт новых иномарок из РФ, или же мы будем наблюдать рост спроса на иномарки местной сборки? - Давайте, рассуждать прагматично: потребитель не очень обеспокоен тем, в какой стране выпущен автомобиль, если его цена адекватна, а качество не вызывает сомнений. Такие автомобили выпускаются в России – сегодня уже на 15 предприятиях по сборке иномарок. Такие автомобили выпускаются и в Казахстане, пока что только на «АЗИЯ АВТО». Когда я говорю, что наши автомобили отвечают высоким требованиям европейских и американских партнеров, я опираюсь на результаты регулярного аудита, который они ведут, на мониторинг обращений наших покупателей по вопросам качества. В отличие от заводов-гигантов, мы можем себе позволить более тщательный технический контроль и испытания выпускаемых автомобилей. Ценовые характеристики наших автомобилей также дают почву для укрепления позиций «АЗИЯ АВТО». Вступление страны в Таможенный союз позволило нам уже в 2010 году предложить покупателям более доступные цены. К примеру, внедорожник Chevrolet Captiva обойдется казахстанцам на $2300 дешевле, чем в 2009 году. А нижней отметкой цены на автомобили марки KIA станет $14200. Потенциал дальнейшего сокращения отпускных цен связан с углублением технологического передела и локализацией производства комплектующих на территории страны. Я говорю о нашем проекте по созданию автопроизводства полного цикла по цепочке «штамповка-сварка-окраска кузова-сборка». Его реализация в пятилетней перспективе позволит не только сократить стоимость казахстанского автомобиля. Мы формируем полноценный экономический кластер, в котором будет занято более 20 тыс. человек. Проектная мощность будущего предприятия составит 120 тыс. автомобилей в год. По нашим оценкам, проект обеспечит прирост ВВП на уровне $2,5 млрд. Понятно, что для успешной его реализации требуется стратегическое и деятельное участие государства. Такова специфика машиностроения как отрасли. Здесь наиболее высокая стоимость основных средств, длинный инвестиционный цикл и скромная норма доходности. Но это отрасль-локомотив, мультипликативный эффект которой уникален. За нас, машиностроителей, говорят цифры: ежегодно республика импортирует продукции машиностроения на сумму более 2 трлн тенге! Таких возможностей импортозамещения не может предложить ни одна отрасль отечественной экономики. В то же время, очевидно, что реанимация традиционных и технологически устаревших производств не даст результатов, которые ожидаются от программы «новой индустриализации». Нужны решительные шаги по привлечению в страну инвесторов и технологий. В этом смысле автопромышленность – особый сектор. Технологии и капитал в автопроме перемещаются с поразительной скоростью. Поэтому важно, чтобы Казахстан не отдал соседям свое место на карте развития автоиндустрии Центральной Азии. Тем более, что наша страна находится на острие транспортных потоков из европейской части России в азиатские государства. Территория Казахстана – удобная площадка для локализации автопроизводства как западных концернов, нацеленных на рынки Азии, так и производителей из Японии и Кореи. - Планирует ли «АЗИЯ АВТО» сосредоточиться на каком-то одном стратегическом бренде или все-таки компания останется мультибрендовым производителем? - Уверен, что на глобальном автомобильном рынке найдется достойное место не только американским и российским гигантам, но и гораздо менее удачливым и скромным по масштабам производителям. В вопросах партнерства «АЗИЯ АВТО» действительно придерживается «многовекторной политики». Во-первых, наш технологический комплекс позволяет параллельно выпускать автомобили широкого модельного диапазона. Во-вторых, отечественный автопарк по числу автомобилей на душу населения значительно отстает даже от соседей по СНГ. Наш рынок настолько далек от состояния насыщения, а покупатель так не избалован широким предложением, что мы не видим смысла ограничивать казахстанцев в выборе. Кроме того, наращивая портфель марок и моделей, завод минимизирует коммерческие риски. - Какого уровня локализации производства компании удалось достичь по каждой собираемой марке машин? В какие сроки, до какого уровня вы собираетесь довести локализацию по ним? - Сегодня можно говорить о целой плеяде производителей автокомпонентов с мировым именем, которые готовы обеспечивать конвейер будущего завода «АЗИЯ АВТО» комплектующими различной сложности и уровня передела. Гарантией реализации такого рода проектов является само наличие автопроизводства с заданной мощностью. Единое таможенное пространство, разумеется, открывает возможности технологической кооперации и расширения объемов сбыта. В конечном счете, это даст удешевление готовой продукции и обеспечит рост смежных подотраслей. - Компания Allur Auto объявило о планах сборки корейских внедорожников SsangYong в Костанае. «АЗИЯ АВТО» также рассматривала возможность постановки на конвейер аналогичной марки в Усть-Каменогорске. Эти планы в силе? - На сегодняшний день мы не рассматриваем SsangYong как марку, перспективную для казахстанского рынка. На данном этапе «Соллерс» и «АЗИЯ АВТО» согласовывают позиции по проекту организации сборки внедорожников УАЗ. Эта марка в первой тройке наиболее востребованных в стране. И потому она нам интересна. - Рассчитываете ли вы на увеличение продаж своей продукции госорганам и национальным компаниям Казахстана? - Доля государственных закупок в объеме продаж «АЗИЯ АВТО» никогда не превышала 20%. Недавно мы провели серию выездных презентаций в госучреждениях крупнейших областей республики. Думаю, что интерес к казахстанским автомобилям, который проявили руководители регионов, найдет практическое воплощение. Ведь преференции отечественному производителю в госзакупках - практика, широко применяемая за рубежом и особенно актуальная в кризисные времена. Конечно, госзакупки в Казахстане потребуют многолетней отладки. Для многих это может стать «откровением», но в стране ведь нет единого реестра отечественных производителей, нет единого реестра отечественных товаров и единого плана госзакупок. Смею надеяться, что политическая воля, проявленная в этих вопросах главой республики, изменит положение. - Рассматривается ли заводом возможность обмена старых авто на новые с доплатой? - Стоит признать, что такие механизмы, как утилизация автомобилей и трейд-ин лишь на первый взгляд кажутся несложными. В действительности, они требуют тонкого госрегулирования и, что не менее важно, могут быть реализованы лишь на определенном этапе развития рынка. Сегодня мы не вполне доросли до требуемой планки среднего возраста, цикла износа автомобиля. Эти затраты могут быть переложены на производителей, но только к моменту, когда и структура рынка, и характер потребления приблизятся к европейскому. Пока мы лишь на пути к Евро-3, а более половины отечественного автопарка составляет морально и физически устаревший транспорт. - Предполагает ли компания заимствовать средства для расширения производства на фондовом рынке? - Мы – открытая компания. Более того, «АЗИЯ АВТО» - единственный участник казахстанского авторынка, чьи ценные бумаги свободно обращаются на фондовом рынке. Другое дело, что кризис отбросил его на несколько лет назад. Но это никак не отразилось на транспарентности нашего бизнеса. И с оживлением финансовой активности мы рассчитываем на рост интереса инвесторов к бумагам «АЗИЯ АВТО». Справка LS: АО «АЗИЯ АВТО» допустила в начале января текущего года дефолт по своим внутренним облигациям, выпущенным в январе 2007 году на сумму 1 млрд тенге. Задолженность была погашена частично. Компания была создана в декабре 2002 года. По данным компании Qncepto, по итогам 2009 года на продажи холдинга «БИПЭК АВТО», в структуру которого входит «АЗИЯ АВТО», пришлось 37,4% всех продаж новых автомобилей официальными дилерами в Казахстане. По данным KASE, на 1 октября 2009 года уставный капитал компании составил 1,4 млрд тенге, совокупные активы – 7,4 млрд тенге, чистый убыток - 589 млн тенге. Крупными акционерами «АЗИЯ АВТО» на 1 января 2010 года являлись Анатолий Балушкин с долей владения простых акций 67,9%, Максим Хлавнович – 9,9%, Константин Поморцев – 5,9%.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.