Казахстанцы чаще всего жалуются на проблемы с рефинансированием долгов

В 2016 году было рассмотрено более 23 тыс. обращений от потребителей товаров и услуг  

4 июля 2017 года

Казахстанцы больше всего жалуются на предоставление финансовых услуг банками второго уровня. О том, какие обращения поступают в органы защиты прав потребителей, сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов, передает LS.

По словам министра, по итогам 2016 года государственными органами рассмотрено свыше 23 тыс. заявлений потребителей.

"Из них на Национальный банк приходится 56% обращений, уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей – 23%, министерство здравоохранения и социальной защиты – 11%, министерства энергетики и финансов – по 3% от всех обращений", - рассказал он.

По информации Сулейменова, в общем числе жалоб большая доля приходится на сферу финансовых услуг, где наибольшее количество обращений касается вопросов рефинансирования задолженности и обслуживания банковских займов. В здравоохранении объектом жалоб являются качество и своевременность оказания медицинских услуг. В сфере ЖКХ - повышение цен и тарифов на услуги естественных монополий, а также качество услуг КСК и управляющих компаний. В розничной торговле - невыдача контрольно-кассовых чеков, обвешивание, обсчет потребителей, отсутствие сертификатов качества.

Глава ведомства добавил, что сегодня в республике из 174 зарегистрированных общественных объединений по защите прав потребителей фактически действует 65, или меньше 40%. Большая часть из них обладает необходимой материально-технической и профессиональной базой для обеспечения должного уровня информирования и правовой защиты потребителей.

"С учетом вышеизложенного предлагается. Первое - в условиях сокращения контрольных функций государства повышение уровня защиты прав потребителей может быть обеспечено путем создания эффективного механизма общественного контроля, реализуемого как объединениями предпринимателей (НПП), так и потребителей. Не менее важно определить устойчивые источники финансирования - это размещение госзаказа и развитие института подачи групповых исков в интересах неограниченного круга граждан", - пояснил Сулейменов.

Второй блок предложений министра - усиление защиты прав потребителей на отдельных товарных рынках. Регламентация деятельности участников электронной торговли с определением гарантий соблюдения прав потребителей. Ужесточение требований по размещению рекламы, в том числе по времени ее размещения, достоверности и потребительским свойствам товаров.

Третье - гармонизация национального законодательства в соответствии с зарубежными нормами и правилами, регулирующими вопросы защиты прав потребителей. Повышение ответственности субъектов предпринимательства за несоблюдение стандартов качества и безопасности товаров.

Четвертое. Повышение уровня потребительского образования через внедрение учебных курсов в образовании, а также гражданской активности потребителей и их информированности о товарах, правах и обязанностях.

В свою очередь председатель правления Национального банка Данияр Акишев сообщил, что в прошлом году было рассмотрено 13 тыс. обращений от потребителей финансовых услуг, из них 7,6% приходится на банковский сектор, причем 80% обращений связано с программой рефинансирования ипотечных займов.

"Исходя из обращений, принимаются меры надзорного характера и вырабатываются рекомендации для банков. При этом по программе рефинансирования ипотечных заемщиков на 15 июня 2017 года в банки подано более 28 тыс. заявок, одобрено 22,3 тыс. заявки на сумму 135,4 млрд тенге. Рефинансировано более 20 тыс. займов на сумму более 112 млрд тенге. За весь период действия программы до 2027 года планируется рефинансировать 40 тыс. займов", - рассказал Акишев.

Выслушав докладчиков, премьер-министр Бакытжан Сагинтаев поручил усилить меры по защите прав потребителей и держать этот вопрос на контроле.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.