Транзитный потенциал Казахстана усилят за счет нескольких крупных проектов. В министерстве индустрии и инфраструктурного развития озвучили LS подробности.
Для развития железнодорожного маршрута до 2025 года будут реализованы три крупных проекта.
В том числе строятся вторые пути железнодорожного участка Достык – Мойынты (833 км). Объем частных инвестиций в 2022-2025 годы, согласно нацпроекту, составляет 938,1 млрд тенге. В 2023 году запланированы 304,1 млрд тенге.
Ожидается, что объем транзитных перевозок и пропускная способность между Китаем и Европой повысится до пяти раз. Скорость будет увеличена с 800 км в день до 1,5 тыс. км в день.
Строительство железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал (106 км) стоит частному инвестору 161,8 млрд тенге в 2022-2024 годы. В 2023 году финансирование составит 80 млрд тенге.
В МИИР отметили, что этот проект сократит транзитное расстояние Центральной Азии, Ирана и странах Персидского залива. Также будет разгружен действующий пункт пропуска "Сарыагаш", который работает на пределе проектных мощностей в 27 млн тонн в год.
Прокладывание обводной железнодорожной линии Алматы (73 км) обходится частному инвестору в 93,6 млрд тенге в 2022-2023 годы (46,8 млрд тенге в 2023 году).
В результате Алматинский ж/д узел будет разгружен на 30%. Время доставки грузов из Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона в ЦА, Персидский залив и Европу будет сокращено на сутки.
Для развития морских путей порт Актау и паромный комплекс порта Курык включены в сеть международных транспортных коридоров, так как они пересекаются с маршрутами Север – Юг и ТРАСЕКА. Мощность портов составляет 21 млн тонн в год.
К 2025 году будет создан контейнерный хаб в порту Актау, который увеличит объем перевозок с 40 тыс. до 202 тыс. ДФЭ в год (двадцатифутовый эквивалент – прим. LS).
В порту Курык к 2025 году будет возведен морской терминал Саржа. В рамках транспортно-логистического центра будут построены зерновой терминал, терминал наливных и генеральных грузов.
В результате пропускная способность обоих портов вырастет до 30 млн тонн.
Вместе с тем, по информации МИИР, по территории страны проходят 13 международных транспортных коридоров (пять ж/д, восемь автомобильных).
При этом за последние 15 лет в данную отрасль было инвестировано $35 млрд, построено 2,5 тыс. км ж/д-путей и 13 тыс. км автодорог.