В министерстве индустрии и инфраструктурного развития объяснили информацию о расторжении соглашения с "Азия Авто" и "Азия Авто Казахстан", передает LS.
В МИИР уточнили, что причиной стало невыполнение обязательств компаниями по соглашению.
Для начала в министерстве обратили внимание на то, что распространяемая информация о расторжении заведомо недостоверна. Так, ведомство напомнило, что с "Азия Авто" соглашение было заключено в 2010 году*, с "Азия Авто Казахстан" – в 2012 году. Только в 2014 году министерство одобрило 19 договоров с 10 предприятиями.**
"Предприятия в рамках соглашений взяли обязательства освоить технологические операции по сварке, покраске и сборке транспортных средств и увеличению локализации в течение семи лет с начала подписания документа. "Азия Авто" и "Азия Авто Казахстан" свои обязательства по соглашению о промсборке не исполнили. Другими предприятиями обязательства по вводу в эксплуатацию технологического оборудования по сварке и покраске кузова исполнены согласно планам-графикам соглашений", – пояснили в ведомстве и озвучили хронологию событий.
24 июня 2010 года с "Азия Авто" заключено Соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС (легковые автомобили) с обязательством по организации технологических операций по сварке и окраске кузова.
"С 1 июня 2017 года данные обязательства не были исполнены", – уточнили в МИИР.
Далее, по информации ведомства, "Азия Авто Казахстан" образовался и прошел первичную госрегистрацию 19 декабря 2012 года. 28 декабря 2012 года соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС (легковые автомобили) заключено с "Азия Авто Казахстан" с обязательством по организации технологических операций по сварке и окраске кузова с 1 декабря 2019 года.
"Данное обязательство также не было исполнено", – заметили в МИИР.
В ведомстве пояснили, что согласно обязательствам производителей, в течение 84 месяцев (семь лет) компании должны ввести в эксплуатацию технологическое оборудование по сварке и покраске кузова. При этом допускается заключение многосторонних соглашений о промышленной сборке. Сроки не должны превышать максимальный, принятый одной из сторон многостороннего соглашения.
Поэтому в целях продления срока по обязательствам, учитывая неготовность "Азия Авто" выполнить свои обязательства, в начале 2017 года "Азия Авто" и "Азия Авто Казахстан" обратились в министерство с просьбой заключить многостороннее соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.
7 апреля 2017 года министерство подписало с данными предприятиями документ, позволяющий продлить срок исполнения обязательств в рамках соглашения для "Азия Авто" до 1 декабря 2019 года.
Согласно нему, до 1 апреля каждого календарного года, следующего за отчетным годом, производитель обязуется представлять уполномоченному органу сведения о выполнении план – графика реализации этапов соглашения.
"В апреле текущего года при представлении отчетности подтвердилось очередное невыполнение обязательств уже в рамках заключенного многостороннего соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств, которые "Азия Авто" взяло на себя почти 10 лет назад", – заметили в МИИР.
В ведомстве добавили, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения норм соглашения уполномоченный орган направляет производителю уведомление об устранении в течение месячного срока нарушения в письменной форме с указанием выявленных нарушений. Такое уведомление было направлено в предприятия 11 апреля 2020 года.
"В соответствии с приказом неустранение или ненадлежащее устранение в месячный срок выявленных нарушений является основанием для расторжения соглашения и прекращения предоставления преференций в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Компании были информированы об этом", – уточнили в МИИР.
При этом, по словам ведомства, расторжение соглашения о промышленной сборке не влечет за собой прекращения деятельности предприятия.
"Компания "Азия Авто" имеет полное право и возможности продолжать производство транспортных средств, а также продолжать строительство завода "Азия Авто Казахстан". Кроме того, министерство готово рассмотреть возможность заключения соглашения и предоставления преференций вновь после исполнения вышеуказанных обязательств. Уполномоченный орган рекомендует воздержаться от неконструктивных обсуждений и распространения заведомо недостоверной информации", – порекомендовали в министерстве.
В заключение в министерстве добавили, что "Азия Авто" образовано и прошло первичную государственную регистрацию 20 декабря 2002 года.
"С начала своей деятельности предприятие получает государственные преференции в виде освобождения от налога на добавленную стоимость и таможенных платежей в соответствии с законодательством, а также стимулирование в виде возврата уплаченного утилизационного сбора. Государство оказывало меры государственной поддержки всем отечественным предприятиям, которые, согласно заключенным министерством соглашениям о промсборке, взяли на себя встречные обязательства. 15 августа 2001 года был подписан первый инвестиционный контракт "О государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики РК", – заметили в МИИР.
Напомним, ранее "БИПЭК Авто – Азия Авто" выступил с заявлением о том, что расторжение договоренности между государством и холдингом может привести к остановке работы действующего конвейера "АЗИЯ АВТО" и строительства мощностей полного цикла на нашей новой площадке в Усть-Каменогорске. Также в компании обратили внимание на негативное влияние новых поправок в предпринимательский кодекс. Сами поправки не уточнены.
Справка
*В соответствии с приказом заместителя премьер-министра – министра индустрии и новых технологий от 11 июня 2010 года № 113 "О некоторых вопросах заключения, условиях и типовой форме Соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств с юридическими лицами – резидентами РК".
**В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года №72 "Об условиях применения понятия "промышленная сборка моторных транспортных средств" на территориях государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства".