В Казахстане выступают за конкуренцию в железнодорожных грузоперевозках

20 ноября 2023 года

Для развития конкуренции на рынке железнодорожных грузоперевозок необходима правильная госполитика. Такое мнение озвучили в Ассоциации казахстанских грузовых железнодорожных перевозчиков. В организации подготовили материал по данной проблеме. Приводим текст полностью:.

Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок по железной дороге играет ключевую роль в улучшении эффективности и качества транспортных услуг в Казахстане.

Важность обеспечения честной и открытой конкуренции как в экономике, так и в политике была обозначена главой государства Касым-Жомартом Токаевым в послании "Новый Казахстан: путь обновления и модернизации". Первый шаг, предпринятый в 2018 году с допуском на магистральную сеть двум частным перевозчикам, дает возможность развития конкуренции межу перевозчиками грузов, особенно на внутриреспубликанских и экспортных маршрутах, способствует появлению инноваций, повышению эффективности и снижению издержек, а в конечном итоге – к повышению качества предоставляемых услуг.

Однако существующая монополистическая структура остается серьезной преградой для полноценного развития этой отрасли.

Действующая модель рынка железнодорожного транспорта характеризуется наличием конкурентных и неконкурентных/естественно-монопольных сфер деятельности. Привлечение к перевозкам частных перевозчиков грузов обусловлено возросшим дефицитом локомотивного парка и появлением новых вызовов развития конкурентных преимуществ страны на транзитных маршрутах.

В условиях конкуренции перевозчики стремятся предложить своим клиентам лучшие качественные условия для их перевозок. Основные – ценовая доступность, безопасность и своевременность доставки грузов.

В качестве положительного примера можно привести опыт DarRail. Лицензированный железнодорожный перевозчик, осуществляющий перевозки грузов собственными локомотивами, по итогам 2022 года показал лучшие среди казахстанских компаний, работающих в данном направлении, результаты по среднесуточной производительности локомотивов, среднесуточному пробегу локомотивов, среднему составу и средней участковой скорости поезда.

Еще один факт.  "ТТТ Сервис", перевозящий нефтепродукты маршрутными поездами с новыми локомотивами со станции "Текесу" до станций "Шу" и "Алматы-1", сократил сроки доставки нефтепродуктов, увеличив оборот вагонов-цистерн в среднем в два раза.

Данной компании более чем на 50 % удалось увеличить объемы перевозок сырья для цементного завода "Стандарт-Цемент". С началом деятельности ТОО на участке Менлибай – Кызылсай улучшились показатели по скорости, своевременной отправке поездов, обороту вагонов. Результат налицо.     

Таких примеров было бы гораздо больше, если бы не монополия и препятствия со стороны исторически действующего монополиста – "КТЖ-Грузовые перевозки". 

Между тем статья 174 Предпринимательского кодекса РК гласит о том, что "запрещаются действия (бездействие) субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, которые привели или приводят к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляют законные права субъекта рынка или неопределенного круга потребителей, в том числе такие действия, как обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений; создание препятствий доступу на товарный рынок и не предоставление равного доступа к ключевой мощности".

Сегодня "КТЖ-Грузовые перевозки" как часть вертикально интегрированной группы компаний осуществляет непрофильные виды деятельности. Компания выполняет роль национального оператора инфраструктуры: рассматривает заявки конкурентов на доступ к услугам МЖС, выделение доли пропускной способности и организации движения поездов, отвечает за диспетчерское регулирование и планирование формирования поездов, а значит, влияет на конкурентную среду. Главный инструмент влияния на конкурентную среду и решение вопроса предоставления права либо отказа в доступе к услугам МЖС – в руках данного ТОО.

Таким образом, компания использует свое положение для устранения конкуренции и достижения собственных экономических выгод и создает неравные условия для других. Это противоречит Закону РК "О железнодорожном транспорте", согласно которому национальный оператор должен обеспечить недискриминационный доступ и равные права пользования магистральной железнодорожной сетью для всех перевозчиков.

Частные перевозчики неоднократно подавали заявки на получение доступа к услугам МЖС для перевозок рентабельных и нерентабельных грузов, однако их заявки были отклонены. Удивительно, учитывая, что магистральная железнодорожная сеть как раз-таки и должна обеспечить доступ предпринимателям, готовым перевозить социальные и нерентабельные для государственного перевозчика грузы.

Функционирование железнодорожного транспорта на сети осуществляется на основе важнейших принципов, в числе которых обеспечение безопасности, непрерывности и бесперебойности перевозочного процесса; сохранение целостности и бесперебойности функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта. Частные перевозчики готовы решать проблему дефицита подвижного состава, инвестируя в обновление локомотивного парка, в том числе и без использования государственных дотаций. Но компаниям нужны гарантии в виде заключения долгосрочных договоров предоставления доступа к услугам МЖС.

Надо понимать, что осуществление предпринимательства в сфере перевозки грузов ж/д транспортом является капиталоемким (стоимость одного локомотива составляет примерно $5-7 млн) и требует последовательных действий и длительного времени.

К примеру, немецкой компании DB Netz потребовалось более восьми лет для перехода к рыночно ориентированному подходу в условиях конкуренции.

Ключевым моментом в этом процессе стало отсутствие дискриминации при доступе к инфраструктуре. Этого придерживались все компании, действующие в данной отрасли.

Примером успешной реализации такого подхода стало разделение структуры DB Group на инфраструктурный блок (DB Netze Track, DB Station, DB Energy), перевозочную (DB Cargo) и логистическую (DB Shenker) деятельности. Контроль со стороны регулятора (BNetzA) по обеспечению недискриминационного доступа к магистралям и сопутствующим услугам подчеркивает эффективность такого управления и развития железнодорожной инфраструктуры.

Комплекс мер, предлагаемый частными перевозчиками Казахстана, безусловно, покажет свою эффективность: привлечение частных инвестиций в железнодорожную отрасль уже позволило решить проблему нехватки тягового подвижного состава и улучшить качество перевозок.

Перевозчики считают, что конкуренция на рынке грузоперевозок может развиваться только при целенаправленной реализации государственной политики по развитию конкуренции, а значит, только завершение организационного и функционального выделения национального оператора инфраструктуры в обособленное юридическое лицо и предоставление недискриминационного доступа к услугам МЖС, в том числе посредством заключения долгосрочных договоров, позволят снять этот вопрос с повестки дня.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
Строят без разрешений и документов: сотни нарушений выявлены по стране
сегодня
Тенге сквозь кризисы: от первых шагов к свободно плавающему курсу. Видеоинфографика
сегодня
Fitch подтвердило рейтинг «BBB» Казахстанского фонда устойчивости
сегодня
Электронная прописка в Астане: система будет проверять родство и данные о недвижимости
сегодня
Жаңа жылдан бастап зейнетақы аударымдарына өзгерістер енгізіледі
сегодня
Купил сегодня – заплатишь завтра: рынок рассрочки хотят взять под контроль
сегодня
Генпрокурор рассказал, как мошенники оформляют на казахстанцев кредиты без биометрии
сегодня
Недобросовестных недропользователей предлагают лишать права на добычу до пяти лет
сегодня
Тарифы на паузе: МНЭ рассказало, когда начнется повышение
сегодня
С 2026 года в Казахстане изменятся правила пенсионных отчислений
сегодня
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.