В Казахстане предложили разделить тарифы на медуслуги, вынеся расходы на комуслуги в отдельную категорию, передает LS.
По словам мажилисмена Асхата Аймагамбетова, сегодня сама система финансирования ОСМС подталкивает к переустройству и списанию, поскольку средства выплачиваются не за каждый пролеченный случай, а за услугу.
"При этом нет нормативов и цифровизации, а стандарты клинических протоколов неясны. Только 1% выплат проверяется государством. Поэтому клиники продолжают зарабатывать деньги, не опасаясь рисков. Кому-то выгоден такой беспорядок", – отметил он.
Сегодня многие госполиклиники передают солидную часть объема услуг частным аффилированным компаниям, продолжил депутат.
"Потому что нередко есть заинтересованность, когда субподрядчики возвращают средства в виде кешбэков. Предлагаем разработать нормативы потребления и правила планирования объемов медуслуг. Нужно также утвердить новую методологию тарифообразования, вынеся расходы на комуслуги отдельно. Установить четкие критерии условий для передачи объемов медуслуг на субподряд. Ввести постлицензионный контроль в форме госаттестации каждые пять лет. Пересмотреть размер КПН, сохранив в нем оплату минимальных постоянных затрат, а остальное привязать к показателям здоровья и качества, при невыполнении которых предусмотреть регрессивную шкалу", – предложил он.
Кроме того, по словам Аймагамбетова, при распределении госзаказа следует установить четкие индикаторы качества, за нарушение которых расторгать договоры или лишать лицензии.
"Предлагается завершить к июлю цифровизацию, исключив ручной ввод данных. Внедрять искусственный интеллект в вопросах закупки, мониторинга, контроля и диагностики. Вся медицинская информация должна храниться в критически важных объектах информационно-коммуникационной инфраструктуры. Необходимо предоставить акиматам право финансировать медицину, поддерживая их маттехбазу, приобретая оборудование. Запретить Минздраву без расчетов и финансового подкрепления внедрять новые инициативы", – продолжил Аймагамбетов.
Также он предлагает освободить ФСМС от не свойственных ему функций.
"Нужно пересмотреть стратегию инвестирования активов Фонда. И на законодательном уровне закрепить минимальный уровень гарантированной доходности по активам ФСМС в размере базовой ставки и выше уровня инфляции. Внедрить правила по примеру действующих пруденциальных нормативов для страховых компаний. Обязать каждый субъект здравоохранения, финансируемый за счет ГОБМП или ОСМС, публиковать финансовый отчет. Установить ответственность всех участников, как Минздрава, фонда, так и медорганизаций, за необеспечение условий договора по оказанию медпомощи. Предлагается наказывать: при грубых и системных нарушениях – приостановление лицензии. При повторе – отзыв лицензии. Пересмотреть условия фактической оплаты медуслуг", – добавил он.
В целом, по его словам, по итогам 2024 года только из республиканского бюджета в медорганизации недопоступило свыше 500 млрд тенге.
"Такая же ситуация наблюдается и по 2025 году. Поймите, это не виртуальные деньги больниц. Эти 500 млрд тенге не поступивших на лечение граждан денег – это тысячи не проведенных операций, реабилитаций, лекарства десятков тысяч людей. Это и очереди, и тысячи не сделанных МРТ, КТ наших граждан. К сожалению, сейчас Минздрав предлагает и дальше латать дырки в модели ОСМС, вовлекая теперь еще и акиматы, увеличивая нагрузку на государство и работников. Взносы за страхование стали банальным налогом на здоровье. Фонд из страховой организации превратился в банк Минздрава. Граждане и врачи стали заложниками непоследовательных и непродуманных реформ. Доступность и качество медпомощи снизились. ОСМС почти дискредитирован в глазах граждан", – посетовал он.
Член Высшей аудиторской палаты Нурлан Нуржанов напомнил, что ФСМС прогнозирует в своей финансовой модели постепенное сокращение инвестдохода с 2026 года вплоть до нулевых значений к 2031 году.
"При этом в рамках аудита установлено, что при формировании прогноза поступлений финансовой модели ОСМС вместо демографического прогноза применялся средний прирост населения, что противоречило регламенту Фонда, а также был занижен средний размер ставки вознаграждения по финансовым инструментам до 11% вместо 13,54% при расчете инвестиционного дохода", – привел он цифры.
Кроме того, по словам представителя ВАП, аудитом проведена самостоятельная сверка данных единой системы по двум категориям – "Платные услуги" и "За счет ОСМС и ГОБМП".
"По результатам было установлено что одним и тем же лицам оказаны услуги как за счет платных услуг, так и за счет средств ГОБМП и ОСМС в количестве 10,4 тыс. услуг на сумму 4,2 млрд тенге. При этом соисполнителями медуслуг не обеспечено документальное подтверждение порядка 56 млн оказанных услуг на 28 млрд тенге. По результатам аудита, объем выявленных фактов, повлекших возможные потери и упущенную выгоду, составил 34 млрд тенге. В связи с чем материалы направлены в Генпрокуратуру для принятия процессуального решения", – пояснил Нуржанов.
Также, по его информации, при сверке данных информсистем Минздрава, МВД и Минюста выявлены факты оформления лекарств на сумму 8 млн тенге на граждан, выехавших на постоянное место жительства за рубеж. Это связано с отсутствием синхронизации баз госорганов с системой Фонда Saqtandyrý, считает он.
"За аудируемый период неэффективное использование средств, выделенных на амбулаторное лекарственное обеспечение и оказание медуслуг за счет ГОБМП, составило 31 млрд тенге. Из них средства Нацфонда составляют 13,2 млрд тенге. Основная причина неэффективности – некачественное планирование", – подчеркнул представитель ВАП.
Мажилисмен Дания Еспаева привела неутешительные данные, что за последние три года расходы на здравоохранение выросли в 2,8 раза, а уровень удовлетворенности населением качества услуг снизился до 47%.
Ранее министр здравоохранения Акмарал Альназарова рассказала о том, как разделят гарантированные услуги и страховые.