Сроки доставки товаров из Китая в Казахстан могут сократиться до трех дней после строительства хаба в области Жетісу. LS узнал подробности в региональном акимате.
Проект планируют реализовать на базе специальной экономической зоны МЦПС "Хоргос". Отмечается, что управляющая компания определила земельный участок площадью не менее 50 га под строительство хаба, к которому подведены наружные инженерные сети.
"На текущий момент проект находится на стадии разработки концепции и технико-экономических расчетов", – говорится в ответе.
Ожидается что продовольственный хаб будет построен в 2024-2025 годах. Предварительная стоимость – 19 млрд тенге. Планируется, что хаб будет состоять из 15 отдельно стоящих зданий. Их общая площадь может составить не менее 240 тыс. кв. м, из них 20 тыс. кв. м – помещения с холодильным оборудованием. Работу могут получить более 500 человек.
Также ожидается сокращение сроков доставки товаров из КНР в областные центры до трех дней. Кроме того, по мнению чиновников, этот проект позволит стабилизировать цены на социально значимые продукты и снизить потери сельского хозяйства. МЦПС будут развивать как якорный проект области Жетісу.
Вместе с тем планируется построить железнодорожный путь к хабу.
Между тем LS писал, что в Казахстане преобразуют "Хоргос". Как поясняли в министерстве торговли и интеграции, уже ведется работа по созданию трансграничного хаба "Хоргосский узел" в области Жетісу. Он будет представлять собой действующий комплекс инфраструктурных объектов, расположенных на казахстанско-китайской границе. В том числе в узел войдут СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота", международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос", КПП пункт "Нур Жолы", железнодорожная станция "Алтынколь" и железнодорожный терминал "Сухой порт".
Согласно концепции развития транспортно-логистического потенциала Казахстана, пропускная способность пограничного перехода Алтынколь – Хоргос составляет 20 млн тонн в год. При этом через него ж/д транспортом перевозятся товары по маршрутам Китай – Европа – Китай, Китай – страны Центральной Азии – Китай, также в направлении Каспия и Ирана.
Сухой порт "Хоргос – Восточные ворота", по данным концепции, технологически связан с магистральной железнодорожной сетью и автодорогами. В результате это создает транспортно-логистические хабы, которые обеспечивают распределение грузопотока из Поднебесной в Европу, а также страны Центральной Азии и Персидского залива.