В Казахстане ожидается борьба за покупателя на рынке электронной коммерции. Об этом LS сообщил глава Ассоциации интернет-бизнеса Казахстана Константин Горожанкин.
Он пояснил, что на текущий момент в Казахстане только один отечественный маркетплейс занимает 54% рынка. Из-за этого возникла монополизация на рынке интернет-продаж. Однако ситуация может измениться с выходом в Казахстан двух российских компаний в области электронной коммерции, которые создадут необходимую конкуренцию. В результате казахстанцы получат новые предложения по части скорости доставки, а также демократичные цены.
"От этого выиграют как сами игроки, так и потребители. Потому что борьба будет за них, из-за этого выбор вырастет", – заметил Горожанкин в кулуарах ПЛАС-Форума "Финтех без границ. Цифровая Евразия".
Глава АКИБ добавил, что игрокам поменьше стоит так же быстро внедрять новые предложения, как это делают крупные представители. Или же можно задуматься о продаже себя крупному оператору или банку, которому легче приобрести сервис, чем создавать с нуля.
Тем временем, по данным АКИБ, озвученным Горожанкиным в ходе конференции, рейтинг крупных интернет-компаний в Казахстане отличается в зависимости от посещаемости, транзакций и выручки.
Если по посещаемости лидерство удерживают такие агрегаторы, как OLX и Satu, с 15,1 млн и 9 млн просмотров в 2020 году, а Wildberries.kz находится только на шестой позиции с 2,1 млн просмотров, то по числу транзакций российский маркетплейс вырывается на первое место с 604,9 тыс. транзакций. У ближайшего конкурента – Kaspi – 390 тыс. транзакций. Вместе с тем по выручке данная площадка значительно опережает российского конкурента – $915,4 млн по сравнению с $145,9 млн.
Вместе с тем в пандемию из-за проблем на границе с Китаем в Казахстане сильно сдал позиции AliExpress. По словам собеседника LS, если в 2019 году данная площадка занимала первое место в e-commerce страны, то в результате проблем с логистикой на текущий момент даже не входит в топ-30.
В целом в 2021 году ожидается увеличение оборота интернет-компаний на 10-20% до $2,5 млрд при показателе в $2 млрд в 2020 году.
Между тем в 2020 году объем розничной торговли через интернет увеличился в 2,3 раза до 476,6 млрд тенге. Доля также выросла до 4,1%.