В Казахстане объяснили дефицит сжиженного газа, передает LS.
По словам первого вице-министра энергетики Мурата Журебекова, за последние годы потребление голубого топлива активно растет.
"Наши основные потребители – это автолюбители. В 2019 году количество машин на газе составляло 140 тыс., в 2021 году – 313 тыс. В 2019 году потребление было 1,3 млн тонн, в 2021 году – 1,6 млн тонн. Это сопоставимо с потреблением двух крупных областей Казахстана", – сказал он.
Однако он отметил, что объем производства остался на том же уровне, и в среднесрочной перспективе его увеличение не ожидается.
"При такой низкой цене и активном росте потребления понятно, что мы столкнулись с дефицитом", – считает Журебеков.
Что касается цены, вице-министр напомнил, что с 2019 года по Закону "О газе и газоснабжении" продажи перешли на электронные торговые площадки.
"Начали с 5% объема. До 2019 года это все регулировалось: плановые поставки и была фиксрованная регулиуемая цена за тонну. Сегодня это 43,3 тыс. тенге с НДС за тонну. И это низкая цена", – подчеркнул он.
При этом, по его словам, начали поступать жалобы от производителей о том, что с такой ценой невозможно развивать предприятие.
"Сейчас продажи на электронных торгах достигли 70%, со следующего года будет уже 100%. Таким образом, цена определяется спросом и предложением. Это также позволило исключить посредников: сегодня сделка осуществляется между заводом и покупателем. Соответственно, мы говорим, когда идет рост потребления, а производство на том же уровне, это вызывает определенное удорожание", – продолжил Журебеков.
Сегодня рынок определил ту цену, которая есть на газовых заправках, добавил он. Какие еще факторы повлияли на возникновение децифита?
"Во-первых, этом году были ремонты на ПНХЗ и Атырауского завода. Это повлияло в определенной степени на обеспечение внутреннего рынка. Второе, стоимость поднялась на бирже, и некоторые покупатели не смогли закупить товар по этой цене, соответственно, отказались от этих объемов и газ не был доставлен в регионы", – уточнил представитель ведомства.
Третье, по его словам, если взять Алматы, до ноября газ туда поставлялся с Шымкентского НПЗ, а теперь будет поступать с ПНХЗ. Поскольку по своему качеству он больше подходит для южных регионов, а шымкентский газ – для центральных и северных регионов.
"Все эти факторы в совокупности спровоцировали ту ситуацию, которая есть", – резюмировал он.
Ранее в агентстве S&P перечислили основные риски для нефтегазового сектора Казахстана.