В Казахстане планируют дать недропользователям новые возможности при добыче сырья. Об этом LS сообщили в министерстве экологии, геологии и природных ресурсов.
По информации ведомства, для того чтобы привлечь инвесторов на ранее неизученные территории, планируется внести поправки в Кодекс "О недрах и недропользовании". Они предусматривают исключительное право недропользователя на дальнейшую разведку/добычу участка.
"Тем самым в случае обнаружения перспективных ресурсов углеводородного сырья будет предоставляться возможность гарантированного перехода с этапа геологического изучения недр на этап разведки и добычи в рамках улучшенного модельного контракта", – пояснили в Минэкологии.
В целом в Казахстане планируют сформировать 14 инвестпакетов геологической информации к 2025 году. Вложения в горнодобывающую промышленность и разработку карьеров могут вырасти на 7% по сравнению с 2019 годом.
Всего на повышение инвестиционной привлекательности геологоразведки с 2021 по 2025 годы планируется выделить 63,2 млрд тенге из республиканского бюджета, согласно нацпроекту по устойчивому экономическому росту. В том числе в 2022 году – 13,7 млрд тенге, в 2023 году – 16,8 млрд тенге, в 2024 году – 12,4 млрд тенге, в 2025 году 8,7 млрд тенге. Из общей суммы за 31 млрд тенге за пять лет планируется изучить 683,9 тыс. кв. м территории страны.
Между тем, по информации Минэкологии, в Казахстане увеличение бюджетного финансирования должно помочь определить перспективные направления поисков месторождений полезных ископаемых.
В то же время рост частных инвестиций в геологоразведку напрямую зависит от уровня государственного финансирования ранних стадий изучения недр, в результате которого выявляются перспективные участки.
Тем временем, согласно проекту геологоразведки, в отрасли накопился ряд проблем, таких как хроническое невосполнение запасов цветных металлов, золота, нефти, ведение геологоразведочных работ на основе устаревших технологий, отсутствие необходимой инфраструктуры отрасли в виде современных лабораторий, отраслевого научно-исследовательского института, развитой сети сервисных компаний, весьма слабое сопровождение работ научными разработками. Законодательная и нормативно-техническая база геологоразведочных работ требует совершенствования с целью улучшения инвестиционного климата и условий ведения работ.
Помимо этого, отмечается низкая эффективность выявления новых месторождений твердых полезных ископаемых с низким статусом открываемости и глубокозалегающих (7-10 км) месторождений.