Отсутствие целевых трансфертов в периметре бюджетных правил может привести к росту госдолга. Такое мнение LS высказал PhD, заместитель руководителя аналитического центра Spik.kz Куат Акижанов.
Ранее советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов обратил внимание на отсутствие четких и строгих правил по использованию средств Нацфонда в проекте нового Бюджетного кодекса. Тогда он отметил, что единое правило для всех изъятий из большой копилки должно быть главным условием его контрцикличного использования.
"Текущие ограничения по размеру гарантированных трансфертов в бюджет не будут эффективными, пока в периметр законодательных ограничений не включаются целевые трансферты", – считает Темирханов.
В свою очередь Куат Акижанов напомнил, что у Нацфонда имеются две цели.
"Теперь получается так, что стабилизационная функция, которая отвечает за поддержку экономики, решается за счет сберегательной. Хотя Нацфонд создали более 20 лет назад, его активы застряли на отметке $60 млрд. При этом почти 10 лет назад они достигали $77 млрд. Получается, мы уже реально проедаем деньги, предназначенные для будущих поколений", – подчеркнул он.
На его взгляд, отсутствие регулирования при использовании целевых трансфертов выступает лазейкой для правительства, чтобы и дальше обращаться к средствам из большой копилки.
"Эта концепция называется проклятие ресурсов. Огромные нефтяные доходы приходят в страну. Но, в любом случае, потом, через какое-то время, наступает период, когда этих денег нет. В нашем случае цена на нефть падает с $80 до $50 за баррель. И у нас бюджет уже не выдерживает сильную нагрузку. В 1980-х годах многие страны, особенно развивающиеся и богатые нефтью, когда сталкивались с подобной ситуацией, они очень много заимствовали денег за рубежом. И получалось, что вроде государство богато природными ресурсами, но объем заимствований слишком высок. Казахстан уже идет к этому. У нас тоже госдолг растет, потому что правительство постоянно пытается изыскать средства или увеличить трансферты из Нацфонда", – отметил Акижанов.
В качестве примера эксперт привел объем изъятий из большой копилки в 2024 году, который был запланирован на уровне 3,6 трлн тенге. При этом в итоге общая сумма трансфертов превысит 6 трлн тенге.
"В более широком смысле Нацфонд оказывает такую медвежью услугу экономике, что мы просто превратились в государство-рантье. Мы не создаем что-то на экспорт, а просто используем природную ренту. У нас доходы от экспорта углеводородов составляют более 70-80%", – добавил он.
Также Акижанов не исключает, что в следующем году правительство вновь превысит утвержденный размер изъятий.
"Нет гарантии, что бюджетное правило будет использовано. Мы не знаем, какая внешняя экономическая конъюнктура сложится вокруг ряда конфликтов. Куча проблем и вопросов, которые могут повлиять непосредственно на финансовое положение Казахстана. И это может послужить отговоркой для того, чтобы увеличить трансферты из Нацфонда. Поэтому такую лазейку правительство и оставляет для себя", – предположил эксперт.
На этом фоне собеседник LS высказался о необходимости отказаться от текущей модели накопления нефтяных доходов в Нацфонд. По его словам, для Казахстана, как и 30 лет назад, очередной задачей остается диверсификация экономики, промышленное развитие и реиндустриализация.
"Предлагаю рассмотреть идею создания Совета по индустриализации во главе с президентом. Он должен стать наподобие некой экономической идеологии на ближайшие годы. Через него в тесной координации с ежегодным планированием госбюджета будет решено, каким образом будут использоваться средства Нацфонда. То есть данные проекты будут финансироваться напрямую из большой копилки, и по остаточному принципу оставшуюся сумму будут направлять для сберегательных целей", – заключил он.
Напомним, ранее глава Нацбанка Тимур Сулейменов рассказал LS о том, что правительство в рамках нового проекта Бюджетного кодекса хочет включить целевые трансферты из Нацфонда в периметр бюджетных правил.