Ограничить законодательно размеры наценок на сельхозпродукцию предлагает сенатор Дарига Назарбаева, передает корреспондент LS.
Депутат признает, что такие меры сложно назвать рыночными, однако сейчас в них появилась острая необходимость.
"Нужно, чтобы было законодательное ограничение торговых наценок. Да, это не рыночный механизм, но (...) нужно эту драконовскую меру вводить ", - подчеркнула сенатор во время встречи с руководством министерства сельского хозяйства.
В свою очередь первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов добавил, что для решения проблемы наценок будут созданы торгово-логистические центры (ТЛЦ).
Однако, по мнению Назарбаевой, данные ТЛЦ будут также накручивать стоимость. Она добавила, что с перекупщиками необходимо бороться самыми жесткими мерами, в частности ввести законодательные ограничения на торговые наценки.
"Это все-таки цены на внутреннем рынке на продовольственные товары. Уже почти 20 лет говорим о проблеме торговых наценок. Из года в год одно и то же. Такое ощущение, что ходим по замкнутому кругу, и что это такая мощная группа, которую нельзя сломать, и интересы этой группы выше государственных. Может, в этом дело? Я не знаю, но этим надо заниматься. Продумать жесткие механизмы. Сломать эту систему", - заявила Назарбаева.
Сенатор Ляззат Киинов в свою очередь предложил законодательно закрепить процентный показатель возможных накруток.
"В нефти мы делали такую попытку, в топливе. Каждой цепочке говорили - не больше 3-5%. Если ты это нарушил, мы тебе не дадим топливо. В этом случае надо законодательно сделать, чтобы они имели проценты не выше разрешенных государством", - пояснил он.
Ранее LS сообщал, что в министерстве национальной экономики предлагают определить конкретный размер торговой наценки на социально значимые продукты питания. Соответствующие поправки сейчас разрабатываются в Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности". В частности, предлагается исключить возможность взимания торговыми сетями вознаграждения - ретробонусы, платы за маркетинговые услуги и др.
Напомним, в 2016 году стоимость продуктов питания выросла в среднем на 11,2%, непродовольственных товаров - на 9%, услуг – на 6,1%. Среди лидеров по росту цен на продукты кофе и чай, которые выросли в цене за 12 месяцев в среднем на 33,9%. Кроме того, на 31,3% стали дороже крупы, на 20,3% - яйца, на 17,2% - хлеб, на 17% - сахар.