Президент предложил странам ЕАЭС создавать совместные предприятия по производству электромобилей, вагонов и химической продукции, передает LS.
По словам главы государства, в текущей геополитической ситуации Казахстан, учитывая свою географию и возможности, готов выступить в качестве центра развития евразийской промышленной кооперации.
"Это могут быть совместные предприятия по производству электромобилей, магистральных локомотивов, вагонов, сельскохозяйственной и легковой техники, строительных материалов и химической продукции. Мы также готовы к реализации совместных проектов по освоению месторождений черных и цветных металлов с дальнейшей переработкой и производством готовой продукции", – сказал он.
При этом еще одним важным направлением развития интеграции, по его словам, может стать создание новых международных транспортных артерий.
"Уверен, что наш экономический союз в конечном счете станет связующим звеном между Европой и Азией, глобальным Югом и Севером. Мы приветствуем намерения России по формированию коридоров в направлении КНР, Индии, Пакистана, Ирана, государств Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Считаю, что созрело понимание необходимости развития транспортного коридора Север – Юг в сопряжении с Транскаспийским маршрутом", – отметил президент.
В связи с этим, по его словам, Казахстан будет выступать надежным логистическим хабом ЕАЭС, задействуя все свои возможности и ресурсы.
"В качестве предметных инициатив предлагаем запустить скоростные грузовые поезда по железнодорожной магистрали Челябинск – Болашак – Иран. Для этого можно использовать действующую инфраструктуру транспортного коридора Север – Юг с созданием грузового консолидирующего центра в Челябинске. Мы готовы реконструировать "узкие места" в нашей железнодорожной сети Бейнеу – Мангыстау и на участке автомобильной дороги Бейнеу – Шалкар. Казахстан, безусловно, сделает это, исходя из понимания общности наших усилий по созданию соответствующего грузопотока", – подчеркнул Токаев.
Хорошим примером взаимовыгодного сотрудничества призвано стать строительство железной дороги Бахты – Аягоз, считает он. Ее запуск позволит значительно нарастить пропускную способность и Казахстана, и России в направлении Китая, добавил президент.
"Также нужно рассмотреть возможность совместных инвестиций в строительство инфраструктуры в морских и сухих портах Ирана и Туркменистана. Это значительно расширит географию экспорта государств-членов, укрепит наши логистические возможности. Наряду с развитием физической инфраструктуры крайне важно выработать предметные решения по созданию общей цифровой системы транзита товаров. Она должна быть надежной, но простой в использовании и основываться на передовых цифровых технологиях", – пояснил он.
При этом, по его мнению, следует решить вопросы использования электронных пломб, гарантийной системы оперативного информационного обмена, а также развития системы "Е-окна". Считается, что эти меры позволят создать общий цифровой мультимодальный коридор, который ускорит товаропотоки и оптимизирует цепочки поставок.
Ранее Токаев заявлял, что у Казахстана может появиться совместный с Китаем продовольственный хаб.