Страховые компании Казахстана подсчитывают убытки от карантина и делятся с LS прогнозами по поводу дальнейшего развития рынка.
Председатель правления СК Freedom Finance Insurance Даулет Акижанов привел данные Нацбанка на 1 июля по рынку обязательного автострахования. По его информации, сумма выплат в этом году упала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 5% до 13,8 млрд тенге. Количество страховых выплат по обязательному автострахованию (ОГПО) также сократилось на 8,3% до 34,5 тыс.
"Это объясняется тем, что в период ЧП и карантина в марте были введены ограничительные меры, в том числе и на передвижение транспортных средств. Соответственно, резко снизилась аварийность. По данным комитета по статистике, за январь-май 2020 года было зарегистрировано 4,1 тыс. ДТП. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года аварийность уменьшилась на 26,6%. Отметим, что в среднем за последние три месяца мы выплатили по ОГПО автовладельцев примерно 436,5 тыс. тенге", – отметил Акижанов.
Помимо этого, глава Freedom Finance Insurance прокомментировал возможный перерасчет стоимости страховых полисов в этом году. Он напомнил, что с начала этого года рассматривалось внесение изменений в закон об обязательном страховании ОГПО автовладельцев. Также предлагалось пересмотреть модель расчета тарифов по этому виду с учетом международной практики.
"Это связано с некорректными страховыми расценками, приводящими к убыточности этого обязательного страхового продукта на рынке. Например, в некоторых регионах Казахстана этот показатель превышает 100%. На данный момент стоимость обязательного автострахования регулируется законом и зависит от множества значений: размера МРП, региона регистрации авто, срока эксплуатации авто, стажа и возраста водителя, истории аварийности и другое", – перечислил Акижанов.
В то же время глава страховой компании поделился прогнозами о стоимости страховых полисов для автовладельцев по итогам этого года.
"На данный момент по рынку средний размер выплаты ОГПО составляет 401 тыс. тенге. Сумма страховых премий за I полугодие 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года снизилась на 3% и достигла 35 млрд тенге. Вероятнее всего, эта тенденция сохранится до конца года. Кроме того, ожидается увеличение средней суммы выплат, так как с ростом курса доллара на рынке поднялись цены на ремонт и покупку автозапчастей. Эти факторы могут повлиять на оценку ущерба при ДТП", – считает он.
Между тем глава СК "Номад Иншуранс" Даурен Иманжанов, ссылаясь на данные Нацбанка, заметил, что за шесть месяцев 2020 страховщикам было подано на 4,4 тыс. меньше претензий, чем в 2019 году (32,5 тыс.).
"Во время карантина количество претензий сократилось: в апреле – на 76%, в мае – на 42%. Однако в июне текущего года этот показатель вырос на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Введенные ограничения привели к снижению аварийности на дорогах, что исключило срабатывание рисков ДТП по 7,5 тыс. случаям. Нужно отметить, что в 2020 году количество заключенных договоров обязательного автострахования с физлицами сократилось на 14%. В апреле продажи упали почти в два раза (-49%). Среди юрлиц также наблюдается падение. Таким образом, только за четыре месяца карантин нанес страховщикам чистый экономический ущерб на более чем 9 млрд тенге. И это только по одному классу страхования", – сообщил он.
В то же время в "Номад Иншуранс" средняя сумма выплат составила по добровольному автострахованию (каско) 841,6 тыс. тенге, а по ОГПО – 476 тыс. тенге.
"Мы не ожидаем сильного сокращения покупки полисов по автострахованию. Скорее всего, будут разрывы в сборах в разрезе месяцев. Отмечу, что среднее значение по страховым выплатам в первую очередь зависит от изменения курса доллара, так как все запчасти в Казахстане импортируемые. Также ежегодно меняется МРП, что напрямую влияет на расчет норма-часов. Еще одним немаловажным фактором является обновление автопарка – чем свежее авто, тем меньше амортизационного износа и больше выплаты", – пояснил он.
Тем временем председатель правления "Коммеск-Өмір" Олег Ханин сообщил, что за I полугодие 2020 года по ОГПО автовладельцев компания произвела более 3,3 тыс. выплат на 1,3 млрд тенге (-12%). Средняя выплата по этому виду составила 409 тыс. тенге, по каско – 345 тыс. тенге.
"Объем страховых премий по обязательному автострахованию скорее всего останется на уровне прошлого года либо незначительно вырастет, примерно на 10%. Средняя сумма выплат может также увеличится на 10-15% в связи с ежегодным удорожанием стоимости запасных частей и стоимости авторемонтных услуг, а также с тем, что в 2019 году лимиты ответственности по ОГПО автовладельцев за вред жизни и здоровью были увеличены в два раза", – отметил он.
А вот исполнительный директор СК "Евразия" Шакир Иминов обратил внимание на то, что карантин стал значительным драйвером спроса на новые технологии, используемые в онлайн-страховании, и положительно сказался на цифровизации страхового рынка в целом.
"Наша компания, по данным на 1 августа этого года выплатила своим клиентам почти 3,7 млрд тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос на 56 млн тенге. В среднем, за семь месяцев выплата за один автотранспорт составила примерно 350 тыс. тенге. Что касается рынка в целом, то мы не ожидаем, что по ОГПО автовладельцев по итогам 2020 года будет снижение. Скорее, наоборот. Очень многое сейчас зависит в Казахстане от продолжительности периода борьбы с пандемией. Что же касается цен по этому виду страхования, то вряд ли тарифы будут пересматриваться в ближайшее время", – ожидает он.
В свою очередь, зампредседателя СК Amanat Анна Некрюкова рассказала о том, как изменилось количество выплат компании по ОГПО автовладельцев именно в период карантина (с 15 марта по 31 июля). Согласно ее данным, оно сократилось на 19,2% до 1024 выплат, а средняя сумма составила почти 379 тыс. тенге.
Также Некрюкова прокомментировала разработку концепции закона по вопросам регулирования и развития страхового рынка. В частности, пересмотр страховой премии.
"Она устанавливается в размере 1,9 МРП. Поэтому, если этот показатель изменится в этом году (как было, например, в апреле), то и стоимость полиса обязательного автострахования увеличится или уменьшится соответствующим образом. Сейчас обсуждается пересчет страховых тарифов с установлением более гибких расценок в региональном разрезе. Также упомянут порог убыточности по региону, по которому базовый тариф можно скорректировать с применением поправочного коэффициента", – пояснила она.
Вместе с тем зампредседателя Amanat заметила, что сумма премий по ОГПО автовладельцев тем или иным образом может сократиться, так как динамика уже наблюдается. К примеру, с 1 января по 1 июля 2020 года общая сумма взносов по этому виду страхования составила чуть более 35 млрд тенге. Это примерно на 4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
"Причинами для снижения стали, во-первых, отсрочка спроса на страхование на более поздний срок, во-вторых, уменьшение объема страхования по временному въезду. Однако это не связано с объемом рынка – он не сокращается, количество автотранспорта тоже не снижается. Также трудно прогнозировать и ситуацию с выплатами. Мы думаем, что тренд сохранится и покупка обязательных полисов будет сокращаться, но не могу сказать насколько", – отметила она.
Некрюкова добавила, что, несмотря на рост объема собранных премий по физлицам (на 473,4 млн тенге на 1 июля 2020 года; +75,8 млн тенге за год), по портфелю Amanat наблюдается снижение убыточности по сравнению с прошлым годом почти на 30% до 77,4%.
"Главной причиной этого можно назвать введенные временные ограничения в связи с пандемией. Поэтому мы прогнозируем, что количество и общая сумма выплат в конце 2020 года составят меньшую цифру, чем в 2019-м. Но из-за роста МРП, который корректировался дважды в этом году, и возможных курсовых изменений средняя сумма может показать незначительный рост", – резюмировала она.
Ранее LS писал о том, что в Казахстане могут измениться тарифы по автострахованию.
Кроме того, согласно данным АФК, страховые компании в Казахстане стали меньше получать и больше отдавать.
–