В "Коммеск-Өмір" рассказали о возможном снижении возраста для покупки пенсионного аннуитета, тарифах, а также о страховых мошенниках, передает LS.
В ходе пресс-конференции глава компании Олег Ханин рассказал о рисках, с которыми сталкиваются страховые компании.
"Во-первых, в два раза были увеличены лимиты по возмещению вреда жизни и здоровью. При этом тарифы пересмотрены не были. А действующие не отражают принципа социальной направленности и справедливости в части адекватности страховых рисков. Последний раз изменение тарифов было в 2007 году. Во-вторых, это рост страхового мошенничества. Это главный риск для рынка на сегодняшний день. Отсутствуют механизмы, позволяющие противодействовать им. Еще одной проблемой являются страховые "помогайки". Люди, которые уговаривают потерпевших подписать договор об оказании услуг и получают за это до 50% от выплат", – пояснил он.
По словам Ханина, участники рынка обсуждают вопрос об актуализации тарифов по страхованию владельцев автотранспортных средств.
"Мы надеемся, что в этом году актуарии все просчитают. Работа не быстрая и немаленькая по объему. После этого пройдет обсуждение, затем необходимо вынести документ на обсуждение парламентария. При хорошем раскладе новые тарифы могут быть введены уже в 2021 году", – ожидает глава "Коммеск-Өмір".
Также он отметил, что актуарии сейчас рассматривают разные варианты для просчета тарифов.
"Сегодня страховщики при выплате учитывают амортизации. Это вызывает большое недовольство у наших клиентов. Также рассматривается возможность введения Европротокола. То есть урегулирование мелких убытков на месте ДТП без вызова дорожной полиции. После расчета мы сможем собрать комбинированный продукт из разных опций удобный для автовладельцев", - сообщил он.
Что касается мошенничества, то Ханин предлагает включить страховщика как участника в административное и уголовное законодательство. А также предусмотреть в законе механизмы, при которых он будет иметь право расследовать случаи подозрений в махинациях.
"Когда мошенники изымают деньги, которые полагаются добросовестным страхователям, то компания, естественно, начинает испытывать проблемы. По нашим оценкам, доля сомнительных случае по всему рынку за год варьируется в пределах 15-18%. И нам сложно доказать обман, так как рынок стремится скорее выплатить деньги", – посетовал он.
Вместе с тем в случае с "помогайками" Ханин уверен, что необходимо сделать их бизнес экономически невыгодным. То есть исключить возможность осуществления единовременных крупных страховых выплат. А также внедрить осуществление выплат из компаний по общему страхованию в компании по страхованию жизни.
Кроме того, собеседник поделился планами компании на этот год. А именно о реализации сервиса по онлайн-возмещению. Благодаря ему клиент может через сайт сообщить о страховом случае и подать запрос на оценку ущерба с дальнейшим получением выплаты на банковскую карту.
"Также мы планируем заняться ответственностью работодателей перед сотрудниками. По нашим данным, этот рынок покрыт только на 60%. Остальные 40% говорят о том, что нам есть куда расти и что развивать. Еще подготовим продукт по накопительному страхованию жизни, в том числе по инвестициям. Нововведения в рамках снижения возраста по покупке пенсионного аннуитета позволят охватить большее количество людей", – подчеркнул Ханин.
В беседе с корреспондентом LS глава "Коммеск-Өмір" сообщил, что главным трендом 2020 года станет переход страховых услуг в онлайн.
"Продажи полисов, услуги для туристов – все уйдет в digital. Также появится комбинированный продукт, например, страхование имущества плюс ответственность перед соседями. Сейчас онлайн-продажи составляют около 1-2%. По моему мнению, они вырастут в 2-3 раза в ближайшее время. А уже через три года их доля может достигнуть 50%", – прогнозирует Ханин.
Зампредседателя новой компании "Сентрас Коммеск Life" Гульжан Джаксымбетова присутствовавшая на конференции рассказала о том, что на рынке обсуждается вопрос о снижении возраста для покупки пенсионного аннуитета. Сейчас этот показатель составляет у мужчин 55 лет, у женщин – 51,5 года.
"Мы ожидаем, что возраст могут снизить до 45 лет. Тогда клиент сможет приобрести аннуитет при достижении 45 лет, однако выплаты он начнет получать только после 55 лет или 51,5 года. Поэтому этот продукт еще называют отложенный аннуитет. При этом купить его могут только те, у кого имеется достаточный уровень накоплений. На сегодня у мужчин он составляет около 10 млн тенге, у женщин – почти 14 млн тенге", – подчеркнула она.
Помимо этого, Джаксымбетова назвала еще одну перспективную программу для рынка – unit-linked (инвестиционная). Она представляет собой сочетание классического накопительного страхования жизни с инвестиционной составляющей в виде долей в фининструментах, когда сам страхователь участвует в распределении инвестдохода.
"Регулятор стал активно прорабатывать этот вопрос. Назад дороги не будет, только вперед. Остается лишь проработать механизмы относительно того, каким образом мы будем учитывать резервы, и так далее. Это больше касается инвестиционной составляющей нежели самого страхования. Скорее всего в этом году запустятся первые законодательные изменения в этом направлении", – пояснила она.
При этом Джаксымбетова обратила внимание на то, что накопительное страхование не должно соревноваться с банковскими депозитами.
"Мы не говорим, что это альтернатива вкладам. Это дополнительный защитный инструмент для клиентов", – резюмировала она.
Справка
Согласно данным "Коммеск-Өмір", страховой рынок Казахстана по итогам 2019 года собрал премий на 509 млрд тенге (+32% в сравнениии с 2018 годом). В отрасли общего страхования – на 311 млрд тенге, рост 21%. Объем страховых премий по обязательному страхованию достиг 84 млрд тенге (+13%), по добровольному личному страхованию – 48 млрд тенге (48%), имущественному страхованию – 180 млрд тенге (19%).
Существенный прирост наблюдался по таким классам страхования, как: автокаско (+31%), ОС ГПО ВТС (+28%), страхование имущества (+23%), страхование грузов (+88%).
По обязательному страхованию ГПО ВТС количество выплат увеличилось с 59 835 до 74 914. При этом средняя выплата возросла с 368 тыс. тенге до 396 тыс. тенге.
По онлайн-страхованию, в "Коммеск-Өмір" доля мужчин составляет 56%, женщин – 44%. На возраст 25-34 лет приходится 50% страхователей, от 35 до 25 лет – 35%, доля клиентов в возрасте 18-24 года составляет 7%. Новые клиенты составляют 30% от общего количества.
В разрезе городов лидирует Алматы – 78% – от общего объема интернет-продаж, далее следует Нур-Султан –13%, третье место делят Шымкент и Костанай – по 1,5 % приходится на каждый из этих городов.