В Казахстане просят снизить базовую ставку, чтобы решить проблему доступного банковского кредитования. LS узнал, к каким последствиям для экономики это может привести.
Накануне министр финансов Ерулан Жамаубаев выступил за то, чтобы Нацбанк снизил базовую ставку.
Гендиректор AERC Beta LLP Галымжан Айтказин (телеграм-канал Tengenomika) пояснил, что о конфликте монетарной и фискальной политик высказываются многие, однако при этом отсутствует конструктивная дискуссия.
"Каждый смотрит со своей колокольни, если выражаться простыми словами. На самом деле конфликт здесь заключается в том, что Нацбанк, который отвечает за монетарную политику, своими инструментами сжимает кредитование экономики, повысив базовую ставку для борьбы с растущей инфляцией до 13,5% годовых. Напротив, правительство, которое отвечает за ведение фискальной политики, прикладывает усилия для поддержки экономического роста путем предоставления доступа к финансированию экономики и регулирования налоговых ставок", – уточнил он.
При этом государство продолжает выделять огромные финансовые средства экономике с искажением рыночных ставок (по льготным ставкам), которые существенно ниже, чем уровень инфляции в Казахстане.
"Другими словами, реализуется политика, известная как "финансовая репрессия". При этом правительство компенсирует разницу в процентах для банков, которые, естественно, финансируют по рыночным ставкам (с учетом базовой и рисков заемщика). Замечу, что госпрограммы льготного кредитования или предоставления дешевых денег для конечного клиента были введены ни в текущем и не в прошлом году. Такие действия привели к тому, что инструмент базовой ставки, который должен влиять на ставки финансирования в экономике, работает не так эффективно для борьбы с инфляцией, как того хотелось бы", – считает Айтказин.
Аналитик добавил, что существует вариант ручного регулирования цен, к которому часто обращается государство в последние годы. Он дает лишь краткосрочный эффект и создает новые дисбалансы в рыночных условиях. Однако здесь ключевая проблема состоит в том, что базовая ставка является "последним бастионом борьбы с инфляцией".
"Если же мы не сможем обеспечить эффективную работу базовой процентной ставки, то бороться с ростом цен будет практически невозможно без радикальных мер. А они, скорее всего, создадут другие дисбалансы в экономике и будут иметь деструктивные последствия", – подчеркнул он.
Айтказин советует рассмотреть опыт азиатских стран во второй половине прошлого столетия, описанный в книге Джо Стадвелла "How Asia Works". В ней сообщается, что на ранней стадии экономического развития и становления финсистема может прибегать к финансовой репрессии для поддержки ключевых отраслей или предприятий, способных создавать долгосрочные экономические выгоды.
"Япония, Южная Корея или Тайвань на собственном примере показали, что такая финансовая политика может принести плоды. Однако такой подход требует строжайшего надзора со стороны государства в отношении получателей этих особых условий. В частности, речь идет об эффективности предприятий из обрабатывающей промышленности в создании стоимости и конкурентоспособного экспорта", – отметил гендиректор AERC Beta LLP.
Более того, еще одной проблемой в случае развивающихся стран, по его словам, является доминирование потребительского кредитования, которое выгоднее фининститутам из-за низкой нормы прибыли у промышленных предприятий.
"Такая ситуация сейчас складывается и в Казахстане, где доля такого заимствования в портфелях банков занимает более 50%. Ясно, что фининституты так извлекают больше прибыли, нежели если бы финансировали реальные сектора экономики, в частности, не добывающие (аграрный и обрабатывающую промышленность). Поэтому господдержка необходима в этих условиях, но должна быть крайне селективной и подвергаться строжайшему контролю", – считает аналитик.
Айтказин добавил, что эти же кейсы показывают, что консолидация финсистемы (когда центральный банк подчиняется министерству финансов) приводит к неконтролируемому росту цен в стране и пагубно влияет на благосостояние народа и его сбережения.
"Главный урок, который необходимо вынести Казахстану из экономической истории азиатских стран, состоит в том, что господдержка на этапе становления недобывающих секторов экономики является необходимостью. Но при этом она ни в коем случае не должна быть направлена на отрасли экономики, которые в долгосрочной перспективе не создают добавленной стоимости и конкурентоспособный экспорт", – пояснил профучастник.
Аналитик напомнил, что Казахстан является "малой" развивающейся ресурсной экономикой, зависимой от экспорта сырья, и вынужден реагировать на любые шоки и дисбалансы. Очевидно, что пандемия и ее последствия сказались на всей мировой экономике, создав шоки в экономических процессах (срыв логистических цепочек, низкие ставки от ведущих ЦБ и так далее) и, как результат, получив разогнавшуюся инфляцию.
С другой стороны, геополитический кризис (начало войны в Украине) усугубил эти шоки. По информации Айтказина, рост производственной и потребительской инфляции по всему миру находится на рекордных отметках за десятилетия, как в развитых, так и в развивающихся странах. Годовая потребительская инфляция в марте ускорилась до 12%. Вдобавок, недельные данные по росту цен социально значимых продовольственных товаров в апреле демонстрируют дальнейшее ускорение продовольственной инфляции до 20% в годовом выражении.
"В таких условиях и при высоких инфляционных прогнозах населения и бизнеса крайне необходимо заякорить эти самые ожидания. Внешний инфляционный фон остается крайне негативным вследствие роста цен в соседней экономике из-за войны, где ожидается ускорение годовой инфляции до 20-25% в текущем году. Проблема усугубляется тем, что эффект от конфликта и санкций в отношении России продолжает влиять на нашу экономику, и неопределенности очень много. Поэтому Нацбанку при таких обстоятельствах крайне рискованно снижать базовую ставку", – уверен Айтказин.
Если говорить о мерах, которые помогут бороться с ростом инфляции, то Нацбанку, по мнению аналитика, необходимо добиться в текущих кризисных условиях координации работы монетарных и фискальных ведомств.
"Вызовы для экономики Казахстана крайне непростые. С одной стороны, растущая инфляция, а с другой – риски замедления роста экономики из-за внешних шоков и существенных дисбалансов в экономике соседней России. Тем не менее ключом является мандат правительства, а именно поощрения долгосрочного экономического роста, а не сиюминутных побед. Нацбанк в свою очередь должен обеспечивать доступными инструментами ценовую стабильность, в том числе за счет изменения базовой ставки. В противном случае если он будет полностью потакать правительству и потеряет контроль над своими рычагами воздействия на экономику, то мы повторим как минимум кейс Турции или еще хуже, столкнемся с крахом финсистемы, которую затем придется спасать еще большими жертвами", – подчеркнул он.
В свою очередь аналитик "Финама" Андрей Маслов согласен с тем, что существуют некоторые расхождения между мнениями. Так, по одну сторону находится политика Нацбанка, задача которой таргетировать инфляцию в стране, а по другую – кредитование экономики для развития бизнеса.
"Важно соблюдать баланс. На данный момент ставка в 13,5% выглядит достаточно адекватной, так как инфляция продолжает рост, а сама экономика Казахстана оказалась под косвенным давлением антироссийский санкций. В таких условиях критично снижать ставку все же рано, даже несмотря на то, что тенге вернулся к более привычным уровням по отношению к доллару и евро. Инфляция все еще достаточно высокая и не дает возможности понизить уровень сразу на существенное значение в 100-200 б.п. При этом минорные корректировки на 25-50 б.п. возможны в случае, если рост цен замедлится в апреле", – уточнил он.
Между тем резкое снижение ставки, к примеру, сразу на 100-200 б.п., по словам Маслова, может ослабить контроль за инфляцией в стране, которая и так увеличилась до 12% в годовом выражении и продолжает расти.
"Это не скажется критично на условиях по кредитованию, так как все же разница в пару процентов не откроет новых возможностей для финансирования малого и среднего бизнеса. А существенное снижение на 3-5% уже повлечет куда более драматичное ускорение инфляции", – заметил эксперт.
Маслов пояснил, что процентная ставка корректируется как раз-таки для контроля за инфляцией. Уровень повышают, для того чтобы снизить покупательную способность населения, тем самым "охладив" рынок товаров и услуг, что заставляет производителей снижать цены.
"Однако инфляция не всегда работает так линейно, особенно в текущей ситуации, когда главенствующую роль занимают геополитические риски, зависящие не от денежно-кредитной политики Нацбанка, а от политических решений правительства страны", – резюмировал аналитик.