У Казахстана низкие шансы существенно диверсифицировать экспортные маршруты нефти. Такое мнение LS озвучил экономист Алмас Чукин.
В кулуарах CFO Summit он пояснил LS, что при экспорте 70,5 млн тонн нефти в 2023 году 80% приходятся на Каспийский трубопроводный консорциум. И хотя поставки по альтернативным маршрутам выросли за год в два раза, до 3,73 млн тонн, КТК останется основным маршрутом.
"При нашей жизни мы никак не сможем диверсифицировать кардинально наши поставки нефти. Даже если решим все поставлять через Азербайджан, уйдет 15-20 лет, чтобы построить такой же трубопровод. И он будет гораздо дороже, потому что в Новороссийск магистраль проходит по ровной степи, в Азербайджане же местность горная", – высказался эксперт.
Говоря о том, что рассматривается возможность проложить нефтепровод по дну Каспия, Чукин напомнил, что середина моря является общей территорией приграничных стран, которая контролируется документом о правовом статусе данного водоема.
"Россия и Иран никогда не дадут построить трубопровод по дну Каспия", – отметил экономист.
К амбициозным планам развить нефтехимическую отрасль эксперт также отнесся скептически. Он обратил внимание на то, что введенный полипропиленовый завод выпускает 500 тыс. тонн продукции в год. А Казахстан добывает около 90 млн тонн нефти. Поэтому, по словам эксперта, разница в объемах не меняет кардинально картину.
Также мешает географическое положение. Например, Саудовская Аравия и США могут без проблем поставлять продукцию на рынки сбыта. Казахстан же находится далеко от стран-импортеров, даже с учетом перевозки через Каспий. В связи с этим Чукин оценил данную сферу как очень тяжелый бизнес для Казахстана.
Отвечая на вопрос о том, как война России и Украины скажется на нефтегазовой отрасли Казахстана, эксперт отметил, что растут риски, влияющие на импорт дизтоплива и других видов ГСМ. По мнению Чукина, в случае продолжительных проблем республике придется диверсифицировать поставки, покупая дизтопливо у Китая. Так же, как и с авиатопливом, которое страна планирует приобретать у Поднебесной.
На этом фоне эксперт высказался о создании единого энергорынка ЕАЭС, который планируется отложить. По словам Чукина, данная инициатива невозможна без выравнивания цен. При этом нужно уравнивать акцизную часть. Иначе топливо продолжит вымываться из внутреннего рынка Казахстана ввиду ее дешевизны.
Что касается планов Казахстана обеспечить себя полностью топливом, эксперт оценил их положительно и добавил, что в данном вопросе необходимо прогнозировать потребность страны в том или ином виде ГСМ, так как основной проблемой является перекос в запасах, когда АИ-92 есть, а АИ-95 отсутствует, осенью и весной в сельскохозяйственный период – дефицит дизтоплива, а летом и весной – профицит.