СМИ ждут темные времена – Варламов

Российский блогер предрекает вторую медийную революцию

2 февраля 2018 года
    

Небольшой экскурс в историю. Раньше все было очень грустно. Между автором и его читателем стоял посредник - издатель. У издателя была монополия на производство контента (потому что производство контента всегда было очень дорогим) и на доставку контента. Если еще 20 лет вы хотели общаться с аудиторией, вам приходилось идти работать в газету или на телевидение. У вас не было средств на доставку контента. Сегодня мир изменился.

Произошла первая медийная революция. И произошла она в начале 2000-х годов. С развитием технологий у вас отпала необходимость в посредниках. То, что раньше было необходимо для производства контента, сегодня помещается у вас в телефоне. Вы можете делать онлайн-трансляции с телефона, хотя раньше для этого нужно было много оборудования. Вы можете снимать видео, фотографировать, сразу же писать текст и выкладывать его. Все это стало возможным благодаря технологиями.

Если посмотреть на даты зарождения основных социальных сетей, то это произошло в середине нулевых годов. YouТube появился в 2005 году, Facebook, Twitter – в 2006 году. И стали они появляться с развитием технологий.

Тот же самый Facebook в том виде, в котором он сейчас существует, был бы невозможен в 1990-х годах, потому что не было интернета, не было смартфонов. И это тоже очень важно. Сегодня люди смотрят и удивляются: "Пока мы, такие клевые журналисты, сидели, писали статьи, работали, на YouТube пришли какие-то школьники и у них сейчас миллионы просмотров. Кто они вообще такие? И что с этим делать?" Я не знаю, обсуждается ли это в Казахстане, но в России это тема последних лет. Начиналось все с брезгливого отношения: "Они же фигню какую-то снимают, распаковывают товары, снимают пранки", а потом их приглашают в Госдуму. Что с этими ютуберами вообще делать и откуда у них миллионы подписчиков, никто не понимает.

А началось все в 2010 году. Кто помнит, чем знаменит 2010 год и при чем тут YouТube? В этом году появился iPad. Родители стали покупать планшеты, включать детям мультики, чтобы на какое-то время заняться своими делами. Основной потребитель первых iPad были дети, это была универсальная игрушка. Эти дети начали расти, и к 2015 году стали подростками. В 2015 году произошел взрывной рост подписчиков на YouТube. С 2010 по 2015 год рост – в 1000 раз. Одной из причин роста стал iPad, который все прошляпили. Никто о нем тогда не подумал. Обратите на это внимание – технологии очень быстро меняются и большинство из нас, сидя в своих уютных сложившихся системах, думают, что все так дальше и будет. Что у вас есть некий авторитет, что вы что-то понимаете, что у вас все будет хорошо – на самом деле ничего не так. Тот, кто не следит за развитием технологий, тот, кто все это дело упускает, оказывается на пыльной обочине истории. На этом поезде уедут дети, а те, кто опоздал и пропустил его, на этот поезд не сядут. YouТube развивался пять лет. Тот, кто понял, что за ним будущее, сейчас имеют миллионы подписчиков и миллионы долларов. Можете посмотреть на ваши телевизионные каналы и СМИ, которые начали приходить на YouТube. Думаю, это 2015-2016 год (как и в России). На этом примере можно понять, насколько дальновидные люди стоят у руля СМИ и принимают технологические решения.

Итак, в нулевых произошла первая медийная революция, которая обесценила посредника. Я и мой блог – это продукт первой медийной революции. Это было в 2006 году. Я просто начал путешествовать и делиться своими фотографиями с друзьями. Вначале я приехал на работу и коллегам показывал фотографии и рассказывал, как прошло путешествие, потом приехал к родителям и показывал фотографии и рассказывал то же самое. А когда я четвертый раз все это делал, я понял, что занимаюсь какой-то глупостью и нужно все это дело куда-то выкладывать. Я посмотрел сервисы, существующие на тот момент, и "Живой Журнал" был на тот момент самым популярным инструментом. Потом я обратил внимание, что помимо друзей мой блог начали какие-то другие люди читать, и пошло-поехало. Серьезно я к этому никогда не относился. Со временем аудитория начала расти, и основной рост приходится на 2010 год. Потому что в 2010 году у нас появился доступный мобильный интернет. В этот год трафик мобильного интернета превысил голосовой.

На это же время приходится пик начала роста всех социальных сетей. 2010 год – переломный момент в развитии технологий.

Когда я понял, что мне не нужны посредники, я начал делать новости, делать репортажи. Я с моей командой начал делать онлайн-трансляции, когда этого никто еще не делал. Это было очень сложно, приходилось на камеру навешивать кучу модемов с симками, но это уже можно было делать. Все испытали шок – что можно было самостоятельно делать онлайн-трансляции с митингов и так далее. Технологии позволили автору общаться без посредников, и появилось много интересных людей и интересных проектов. Но не все так хорошо.

В 2011 году 96% потребления моего блога было с десктопа. Сегодня только 52%. Почти половина трафика – мобильная. Думаю, это не только у меня. Это общая тенденция по СМИ. Но никто даже сегодня об этом не думает.

Если вы посмотрите все СМИ и все сайты, то практически все ориентированы на декстоп-потребление. СМИ отстали от технического прогресса. Они думают, что самое главное – сделать красивый сайт с красивой мордой, а мобильная версия вторична.

При этом если у нас люди обеспеченные и потребление начиналось с десктоп-компьютеров, то в некоторых африканских странах у сайтов даже нет десктоп-версии. Там только мобильное потребление контента, потому что у людей нет компьютеров. У нас потребление контента сейчас примерно 50 на 50, и об этом никто не думает. Как в 2010 году все облажались с YouТube, в 2015 году все пропустили Telegram.

Я завел свой канал в 2016 году. Мой технический директор сказал: "Нужно заводить канал в Telegram". У меня есть Facebook, есть Twitter, есть YouТube. Какой еще Telegram? Нужно будет еще и туда что-то писать? Мы канал завели. Но я его не послушал и я на него забил. Год им не занимался и вернулся только тогда, когда появились какие-то интересные каналы, когда про них стали говорить. Я понимаю, что я тут упустил. Telegram сегодня в плане аудитории, в плане потребления контента – лучшая платформа, которая есть. Я недавно консультировал одних ребят, которые спрашивали, где лучше начать вести блог, я посоветовал открыть им канал в Telegram.

Это очень удобная платформа для потребления контента, там очень качественная аудитория. Там очень высокий отклик. Если вы посмотрите на цены, за которые каналы Telegram покупают и продают, вы ужаснетесь. К примеру, канал "Бывшая" (юмористический) при 90 тыс. подписчиков был продан примерно за $100 тыс., канал "Незыгарь" был, по-моему, за 15 млн рублей продан. Еще один канал (не буду называть) с 30 тыс. подписчиков продали за $200 тыс. Ни в одной соцсети вы 30 тыс. подписчиков за $200 тыс. не продадите.

В Telegram очень качественная аудитория. Его стали устанавливать чиновники. Если тебя читают люди, от которых что-то зависит, ты можешь продавать рекламу за миллионы и тебе их будут платить. Сам факт того, что у тебя Telegram находится в телефоне и мобильное потребление контента выходит на первое место, просто переворачивает всю индустрию.

Есть у вас сайт или нет – это уже мало кого интересует. Если у вас есть канал, пусть тебя читают в 10 раз меньше, чем смотрят сайт, ты можешь продавать там рекламу за любые деньги, и эффективность ее будет в два раза выше.

Относительно того, что у нас будет дальше. Будущее будет очень мрачным. В будущем у нас тучи и ничего хорошего нет. Вслед за первой медийной революции будет вторая.

В чем была проблема медийного рынка – в том, что посредник занимался еще и цензурой. Он решал то, кого можно приглашать в эфир, кого нельзя приглашать, выпускать статью или не выпускать. Читатель не был самостоятелен в выборе контента. Был создатель контента, потребитель и посредник. И этот посредник забирал все деньги, а журналисту доставались крохи с барского стола. Он разжирел и, к счастью, сейчас лопнул.

Теперь создатели контента сами решают, кого приглашать и о чем писать. Но свято место пусто не бывает, и на наших глазах появляется новый посредник. Халява заканчивается и приходит новый посредник в виде Facebook и прочих соцсетей. В Англии был случай, когда друзья узнали, что их знакомый умер спустя две недели, потому что Facebook не показывал его записи в ленте. У меня 280 тыс. подписчиков, но если я напишу пост "У меня в Алматы сегодня выступление, приходите все", его увидят лишь 2%. Если ты хочешь, чтобы все твои друзья увидели твои сообщения, тебе нужно заплатить деньги. Facebook решает, как компоновать вашу ленту, какую рекламу вам показывать, что такое fakenews, что такое не fakenews, они начинают бороться с пропогандой.

Пока это выглядит забавно, но это первый шаг. Если вы вспомните, та же самая "Википедия" планирует запускать сервис, проверяющий достоверность новостей, который будет проверять – что можно показывать, что нельзя показывать. Тот же самый Instagram уже решает, что вы увидите, а что не увидите. Не рекомендую что-то вести в Facebook, потому что это та же самая несвобода, тот же самый издатель, от которого мы все радостно избавилиcь в нулевых, но который сейчас приходит в виде милых ребят из Кремниевой долины и который хочет забрать всю вашу жизнь и решать потом, как ею распоряжаться. Ситуация будет ухудшаться, и производителям контента придется задуматься над тем, как вы будете свой контент доставлять до потребителя. Горизонт в пять лет интересен, потому что за это время совершенно точно мир изменится, и те, кто сегодня поймет, как будут потреблять контент через пять лет, будут очень богатыми людьми. Как раньше люди сделали ставку на YouТube, сегодня нужно делать ставку на что-то другое. Что это будет – никто не знает, но совершенно точно что-то произойдет, потому что нынешняя система ломается на глазах.

Недавно "Эхо Москвы" попросило комментарий у Алексея Навального, но он отказал – заявив, что все ответы они смогут услышать на его YouTube-канале. Журналистов возмутило, что главный оппозиционный политик предпочел напрямую общаться с аудиторией. У политиков, знаменитостей сейчас есть свое СМИ в соцсетях. Вы можете не приглашать его в студию, не проводить интервью, а взять контент с социальных сетей.

СМИ в нынешнем виде перестанут существовать. Они не делают ничего такого, чего бы не смог делать робот. Что делают СМИ? Они переупаковывают контент. Они смотрят что, где и кто написал, и переписывают.

Большинство людей в США потребляют новости через соцсети. СМИ в классическом виде перестанут существовать, потому что будут никому не нужны. Будут появляться новые сервисы по доставке контента. Что будет происходить на этом рынке, я не знаю. Но пока на этом рынке большая конкуренция – это хорошо. Как только она закончится, откроются ворота цифрового концлагеря, и тогда они смогут начать жестить. Пока у нас есть выбор, через какие инструменты контент потреблять, – все нормально. Если вы хотите развиваться в медийном плане – вам нужно сделать ставку, но на какой именно инструмент, я не знаю. Мы сейчас, условно говоря, на вокзале, и вокруг много поездов. Нужно выбрать, на какой поезд вы сядете. Самое странное, что аудитория не перетекает из одной площадки в другую. Если вы сядете в один поезд, в другой уже нельзя пересесть. 

Илья Варламов, российский журналист, блогер 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.