Коммунальные системы Казахстана изношены более чем наполовину. В министерстве нацэкономики рассказали LS о том, как планируется решить проблему.
В ведомстве предоставили данные субъектов естественных монополий (СЕМ), согласно которым средний уровень амортизации в электроэнергетике составляет 74%. Хуже всего ситуация у Северо-Казахстанской электросетевой распределительной компании – 97%.
В теплоэнергетике данный показатель равен 54%. При этом у Павлодарских тепловых сетей износ достигает 89,8%.
В сфере водоснабжения амортизация – 52,8%, а больше всего у ГКП на ПХВ "Текели Су кубыры" – 86%.
В водоотведении ситуация хуже – 60,8%. Причем в "Бурабай Су Арнасы" достигнут показатель в 100%.
Легче всего в газоснабжении – 35%. Однако в Восточно-Казахстанской области у QazaqGaz Aimaq износ равен 58,16%.
Как отметили в министерстве, над снижением данных показателей работает несколько госорганов.
При этом для достижения низкого уровня амортизации планируется перевести ЖКХ на "рыночные рельсы". Делается же это, как заверили в МНЭ, за счет совершенствования тарифной политики, когда утверждаемые прайсы покрывают обоснованные затраты СЕМ и создают условия для привлечения инвестиций. Комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ) занимается формированием, установкой и утверждением цен.
КРЕМ при анализе предоставленных данных субъектов естественных монополий производит собственные расчеты и прогнозы стоимости, показателей смет с учетом вида тарифа, типа СЕМ и специфики отрасли: водоснабжение, отведение, тепло-, электроснабжение и т.д. Также проверяется достоверность документов организаций: договоры, счета-фактуры и т.д. Помимо этого, госорган следит за тем, насколько обоснованы расходы, предоставленные в смете, согласуются ли они с показателями инвестпрограммы.
В то же время действующее законодательство позволяет организациям самостоятельно распоряжаться полученной экономией затрат и доходом от нерегулируемой деятельности.
Одновременно с этим в Казахстане постепенно отказываются от перекрестного субсидирования в комуслугах (когда одни платят больше, а другие – меньше). Соответствующий план-график был утвержден в конце 2023 года, а его реализация началась в прошлом году с учетом социально-экономического положения каждого региона и защиты прав потребителей.
Говоря о том, как будут меняться прайсы на комуслуги, в МНЭ сообщили, что на себестоимость влияет много факторов, включая повышение цен на стратегические товары (топливо, уголь, мазут, газ, электричество и др.), материалы, сырье и т.д.
Дополнительными факторами являются износ коммунальных сетей, увеличение инвестиций на их модернизацию, повышение зарплат работников отрасли, сокращение дифференциации цен между группами клиентов, содержание бесхозных сетей, рост стоимости перевозки грузов железнодорожным транспортом и др.
В связи с этим динамика изменения тарифов будет зависеть от заявок СЕМ, вышеназванных причин, технического состояния инфраструктуры и социально-экономической ситуации в регионах.
"При этом допускается увеличение тарифа в рамках инфляционного коридора, утверждаемого правительством", – уточнили в МНЭ.