Сенаторы предложили установить лимит госгарантий до 750 млрд тенге для сдерживания роста госдолга, передает LS.
По словам сенатора Нурлана Кылышбаева, вызывают озабоченность показатели Национального фонда.
"Так, в 2021 году ожидаются чистые накопления средств с отрицательным значением (-1 трлн тенге) с небольшим ростом к 2023 (+0,7 трлн тенге), наблюдается снижение валютных активов с 32% в 2020 году до 26% в 2023 и инвестиционного дохода, соответственно, с 750 млрд тенге до 680 млрд тенге. В связи с этим необходимо пересмотреть подходы по распоряжению средствами Нацфонда и проработать вопрос по поиску новых источников несырьевых доходов", – сказал он.
При этом планирование социально-экономического развития и бюджета страны на 2021-2023 годы происходит в условиях высокой волатильности, отметил депутат.
"Однако в проекте трехлетнего бюджета отдельные макроэкономические параметры, такие как цена на нефть и курс доллара, без изменений сохраняются на одном уровне $35 за баррель и 420 тенге за $1, что говорит о формальной фиксации значений для расчета параметров бюджета. Это указывает на несовершенство методологических подходов. При прогнозировании социально-экономического развития страны такие прогнозы не могут быть достоверным основанием для определения финансовой устойчивости государства", – заявил он.
Между тем сегодня как никогда остро стоит вопрос ненефтяных поступлений, и в первую очередь, налоговых, продолжил Кылышбаев.
"Несмотря на запланированный номинальный рост налогов в 2021 году на 5,9%, в абсолютном выражении в следующем году поступит меньше на 235 млрд тенге, чем в прошлом. Изыскивать дополнительные средства через усиление администрирования правительству не всегда удается. Так, по сей день остается открытым вопрос расхождения по экспортно-импортным операциям с Китаем, по причине которой казахстанский бюджет недополучает значительные суммы", – отметил он.
При этом, по словам сенатора, министерство финансов на трехлетний период прогнозирует сокращение расхождений с таможенной статистикой Китая с 47,8% с 2021 года до 40% в 2023 году.
"Учитывая, что эта проблема не может найти своего разрешения длительное время, на наш взгляд, прогнозируемый темп снижения расхождений на ближайшие три года очень низок. Соответственно, такое положение дел не только не решает вопрос дополнительных поступлений, но и способствует формированию и процветанию теневого бизнеса и коррупции", – заявил он.
Кроме того, продолжают иметь место факты привлечения субъектами квазигосударственного сектора неправительственных займов под госгарантию, по которым возврат и обслуживание финансируются за счет средств республиканского бюджета, и по сути тоже являются госдолгом, подчеркнул депутат.
"Соответственно, существует большая вероятность превышения допустимых параметров лимита долговой нагрузки, что создаст риски в финансовой устойчивости госбюджета. Поэтому, учитывая критичность данного вопроса, на 2021 год депутатами предложено установить лимит предоставления государственных гарантий в размере 750 млрд тенге", – предложил он.
Сенатор также привел факты неэффективного использования бюджетных средств.
"Так, при приобретении за счет средств резерва правительства министерством индустрии и инфраструктурного развития 1,5 тыс. единиц аппаратов ИВЛ BIOVENT у отечественного производителя организациями здравоохранения 17 регионов фактически принят лишь 831. Причиной непринятия оставшихся 669 аппаратов ИВЛ является их недоукомлпектованность", – привел он пример.
По словам Кылышбаева, в условиях жесткой ограниченности бюджетных средств и прогнозирования продолжения пандемии в ближайшие два года, что предопределяет риски сохранения большинством стран въездных/выездных ограничений, некоторыми администраторами бюджетных средств продолжается планирование финансирования мероприятий без проведения оценки эффективности этих затрат и определения их приоритизации.
"В частности, министерством образования и науки на 2021 год для участия казахстанской команды в универсиаде и во всемирной гимназиаде предусмотрено 1,8 млрд тенге, тогда как в рамках недавнего осеннего уточнения республиканского бюджета на 2020 год в связи с отменой проведения этих мероприятий из-за пандемии в бюджет было возвращено 530 млн тенге. Напрашивается вопрос: почему эти средства нельзя изначально запланировать на финансирование более реалистичных проектов?" – возмутился он.
Депутат добавил, что это лишь часть вопросов, над которыми стоит поработать для повышения качества и эффективности принимаемых бюджетных решений в целях формирования бюджета, ориентированного на результат.
В целом сенаторы предложили расходы в проект бюджета на 20 млрд тенге дополнительно, в том числе в 2021 году – на 15,2 млрд тенге.
"Финансирование увеличения расходов будет осуществляться за счет перераспределения расходов, которые были предусмотрены в резерве правительства", – пояснил Кылышбаев.
Отметим, что среди основных предложений сенторов – завершение ремонта участка автодороги областного значения в Акмолинской и Атырауской областях, строительство радиальной дороги к БАКАД в Алматинской области, автомобильных дорог районного значения в Мангистауской области, реконструкция и развитие автодорог в Западно-Казахстанской области и в Алматы на общую сумму 6,7 млрд тенге, в том числе в 2021 году – 4,6 млрд тенге.
Кроме того, предложены расходы на газификацию Актюбинской, Атырауской и Туркестанской областей на общую сумму 2,7 млрд тенге, в том числе на 2021 год 2,1 млрд тенге. А также планируется строительство и (или) реконструкция жилья в Жамбылской и Павлодарской областях и строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры к жилым домам в Костанайской области и сетей водоснабжения в Восточно-Казахстанской области на общую сумму 6 млрд тенге, в том числе в 2021 году – на 3,9 млрд тенге.
Сенаторы еще предложили провести ремонт Военного института Национальной гвардии в Петропавловске и строительство инфраструктуры в Туркестане в 2021 году на 4,6 млрд тенге.
Ранее сообщалось, что в Казахстане не освоили 24 млрд тенге из республиканского бюджета. Напомним, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон об изменениях в республиканском бюджете на 2020-2022 годы.