Казахстанская система ревизионных комиссий нуждается в совершенствовании. По итогам проверок работа двух из них признана неудовлетворительной. Подробнее об этом LS рассказал руководитель юридического отдела Счетного комитета Мейрамбек Ахметов.
По итогам I полугодия 2021 года большинство ревизионных комиссий получили оценку "удовлетворительно", но две из них – "неудовлетворительно" – это Алматы и Туркестанская область.
"Счетный комитет один раз в полгода проводит оценку среди всех органов госаудита. По ее результатам мы делаем рейтинги ревизионных комиссий, у двух были очень низкие показатели. Некоторые из них не соблюдали систему управления рисками, неправильно выходили на проверки. Мы видим, что где-то они недорабатывают, и выносим свои рекомендации", – сказал Ахметов.
При этом собеседник пояснил, что ревизионные комиссии ранее входили в состав маслихатов, но сейчас являются самостоятельным юридическим лицом и Счетный комитет не может вмешиваться в их организационные и другие дела.
"Мы всегда говорим о том, что нужно рассмотреть дисциплинарную ответственность для председателя и членов ревизионных комиссий. По закону их назначает маслихат, следовательно, наказывать может тоже только этот госорган. Обычно это бывает выговор или строгий выговор, а иногда и освобождают от должности", – уточнил представитель комитета.
Он пояснил, что ревизионные комиссии оценивают эффективность использования бюджета местных акиматов. А их работу уже проверяет Счетный комитет.
"Система такая: Счетный комитет – это высший орган государственного аудита и контроля, далее идут ревизионные комиссии во всех регионах. Затем комитеты внутреннего госаудита министерства финансов, а также в каждом акимате области созданы службы внутреннего аудита. Мы подотчетны президенту, а у ревкомиссий интересный статус: они как бы выпали из системы и теперь никому конкретно не подчиняются", – пояснил спикер.
"У нас есть несколько способов взаимодействия. Так, мы разрабатываем методологию и различные нормативно-правовые акты о том, как нужно проводить проверки, и спускаем их в ревкомиссии. Они работают на основе этих документов. Кроме того, мы все входим в координационный совет органов госаудита, который собирается раз в полгода и обсуждает внутренние вопросы. Члены ревкомиссий проходят повышение квалификации и стажировку в Счетном комитете", – рассказал он.
В целом два этих органа могут иногда проводить и совместные проверки, однако они не могут вмешиваться в деятельность друг друга. Счетный комитет финансируется из республиканского бюджета, а ревизионные комиссии – из местного. Таким образом, по словам Ахметова, хотя в обществе есть мнение, что ревкомиссии – это территориальные подразделения Счетного комитета, но это не так, каждый из этих госорганов работает в своей нише и не подчиняется друг другу.
Ранее Счетный комитет раскритиковал работу Минфина по налогам и таможне. Кроме того, ведомство отмечало, что в специальных экономических зонах пустует 60% территорий. А нацкомпании выплачивали дивиденды за счет валютных займов.