Объем рынка розничной электронной коммерции за год вырос на на 269 млрд тенге. Об этом сообщается в исследовании PWC и Ассоциации Цифровой Казахстан.
Согласно документу "Анализ рынка розничной электронной коммерции", за 2020 год объем рынка розничной электронной коммерции составил 596 млрд тенге. Тогда как за 2019 год – 327 млрд тенге. Рост на 269 млрд тенге, или 82%.
Участники опроса отметили, что также наблюдается увеличение в количестве транзакций (онлайн-заказов) на 20%, а среднего чека в тенге – на 52%. Объем рынка в долларах тоже вырос, однако менее, чем в тенге – на 72%, что может указывать на некоторую девальвацию тенге к доллару.
Отсутствие возможности приобретать товары в физических магазинах спровоцировало игроков на улучшение своих платформ, сервисов, процессов оплаты и доставки. Это повлияло на увеличение доверия со стороны потребителей и послужило более быстрому развитию электронной коммерции и росту спроса на приобретение товаров в онлайн-формате.
"Для электронной коммерции 2020 год был очень успешным. Он способствовал развитию E-commerce во всех отраслях. Компании, которые ранее не работали онлайн, очень сильно пострадали от введения ограничений, карантина и локдауна. Те, которые быстро смогли адаптироваться к ситуации, успешно развивают свой бизнес и сейчас. Как уже говорили ранее, покупатели стали более открыты к покупкам через онлайн и после снятия ограничений", – заметили в Mechta.kz.
Вместе с тем анализ показал, что доля онлайн-покупок, сделанных с телефона, возросла с 80% в 2019 году до 88%. Как отметили участники исследования, мобильные приложения и веб-сайты, как инструменты для электронной коммерции, продолжают развиваться и становиться все более удобными и адаптированными для использования со смартфонов. Это приводит к тому, что все больше людей пользуются мобильными телефонами для совершения покупок в интернете.
"Если на начало 2020 года 57% трафика приходилось с мобильных устройств, то к концу 2020 года – уже 73%. Это заставило нас пересмотреть адаптацию страниц сайта под телефоны, мы сделали множество различных изменений. Стоит отметить, изменения в чекауте, что увеличило конверсию в оформленный заказа на 27% за счет улучшенной адаптации под мобильные устройства", – заметили в "Леруа Мерлен Казахстан".
Также за 2020 год наблюдалось увеличение объема продаж в 1,8 раз, а количество транзакций – всего в 1,2 раза. Это объясняется тем, что клиенты стали совершать более дорогостоящие и весомые покупки (например, электронику и бытовую технику) либо стали заказывать большее количество товаров за один раз, что также подтверждается ростом среднего чека в тенге на 52%.
"Участники рынка электронной коммерции достойно справились с резко возросшим спросом на покупки в онлайне. Получив положительный первый опыт, потребители будут продолжать делать такие покупки далее. Также прошлый год продемонстрировал потенциал и важность электронной коммерции для розничной торговли, значительно ускорив ее дальнейшее развитие", – считают в Kaspi.kz.
Согласно исследованию, наибольший рост в 2020 году объема продаж пришелся на III квартал, где наблюдается резкий скачок (на 65%). Тогда как в аналогичном периоде 2019 года был спад в 2%. Многие игроки адаптировали свои бизнес-процессы к новым реалиям через цифровые трансформации, расширили спектр услуг, товаров и улучшили качество сервиса. Заказывать товары стало не только удобнее и быстрее, но и предпочтительнее для части людей.
"Несомненно, 2020 год был успешным для рынка розничной электронной коммерции в Казахстане. Большая часть населения, которые никогда ранее не покупали онлайн, пересмотрели свое отношение и сформировали свой первый опыт электронных покупок, в большей степени этот опыт был положительный. Предприниматели изменили свое отношение к омниканальности и стали больше уделять внимания развитию электронных каналов продаж и коммуникации с клиентами", – подчеркнули в "Леруа Мерлен Казахстан".
Что касается количества транзакций, то за год оно увеличилось не пропорционально росту продаж. То есть клиенты стали заказывать больше или более дорогие товары в одном чеке, что можно объяснить тем, что у людей появилось больше доверия к онлайн-покупкам. Это и отражается в росте среднего чека в тенге с 15 тыс. в 2019 году до 23 тыс. тенге в 2020 году.
В Kaspi.kz считают, что ключевым изменением в поведении потребителей стало резкое увеличение спроса в онлайне.
"Мы подключили к нашему маркетплейсу большое количество новых продавцов, тем самым расширили ассортимент товаров. Организовали бесплатную доставку по всему Казахстану, чтобы сделать покупки онлайн еще более доступными для клиентов", – пояснили в компании.
В Mechta.kz также согласились с тем, что доверие покупателей к онлайн-магазинам растет. Однако все еще есть клиенты, которые предпочитают живое общение с консультантом.
"Офлайн продолжает быть востребованным. Выбор товара не простой шаг для покупателя, поэтому мы активно работаем над контентом и отзывами, тем самым помогая покупателю сделать правильный выбор", – заметили в компании.
Помимо этого, участники исследования назвали основные тренды на рынке розничной электронной коммерции в 2021 году.
"Мы ожидаем, что малый бизнес будет активно вовлекаться в продажи через маркетплейсы. Увеличится количество предпринимателей, которые продают только онлайн и через маркетплейсы. Также бизнес будет расширять свой ассортимент, выходя в новые для себя вертикали", – считают в Kaspi.kz.
В "Леруа Мерлен Казахстан" видят тренд на быструю и дешевую доставку. Однако, с другой стороны, наблюдается повышенный интерес B2B-рынка.
"Клиенты говорят, что пересмотрели свое отношение к электронным покупкам и стали менее доверять черному рынку, на первый план выходит долгосрочное стабильное партнерство", – отметили в компании.
Тем временем в Mechta.kz добавили, что все больше игроков выходит на рынок и тем самым сильнее развивают конкуренцию за покупателя.
"Также основными трендами для E-Com можно будет назвать бесплатную и быструю доставку в любой регион страны. Немаловажный факт – удобство оплаты на сайте. Сейчас уже имеется много видов оплаты, таких как Apple Pay, Samsung Pay и прочее, некоторые даже начинают принимать оплату биткоином", – считают в компании.
При этом основными барьерами для развития этого сектора игроки называют налоговое законодательство и правила работы международных платежных систем, рост цен на трансграничные товары, недостаточное количество специалистов в этой сфере и так далее.
"Мы видим следующие направления для улучшения: качество мобильного интернета, особенно это ощущается в отдаленных регионах; расширение инфраструктуры и увеличение количества курьерских и логистических компаний", – резюмировали в Kaspi.kz.
Справка
В исследовании приняли участие крупнейшие представители рынка электронной коммерции в Казахстане: Mechta.kz, "Леруа Мерлен Казахстан", Kaspi.kz, Казпочта и другие респонденты. В документе были проанализированы данные за 12 месяцев 2019 и 2020 годов.