Малый бизнес станет активно торговать через маркетплейсы – мнение

Средний чек в тенге за год вырос на 52%

10 марта 2021 года

Объем рынка розничной электронной коммерции за год вырос на на 269 млрд тенге. Об этом сообщается в исследовании PWC и Ассоциации Цифровой Казахстан.

Согласно документу "Анализ рынка розничной электронной коммерции", за 2020 год объем рынка розничной электронной коммерции составил 596 млрд тенге. Тогда как за 2019 год – 327 млрд тенге. Рост на 269 млрд тенге, или 82%. 

Участники опроса отметили, что также наблюдается увеличение в количестве транзакций (онлайн-заказов) на 20%, а среднего чека в тенге – на 52%. Объем рынка в долларах тоже вырос, однако менее, чем в тенге – на 72%, что может указывать на некоторую девальвацию тенге к доллару. 

Отсутствие возможности приобретать товары в физических магазинах спровоцировало игроков на улучшение своих платформ, сервисов, процессов оплаты и доставки. Это повлияло на увеличение доверия со стороны потребителей и послужило более быстрому развитию электронной коммерции и росту спроса на приобретение товаров в онлайн-формате.

"Для электронной коммерции 2020 год был очень успешным. Он способствовал развитию E-commerce во всех отраслях. Компании, которые ранее не работали онлайн, очень сильно пострадали от введения ограничений, карантина и локдауна. Те, которые быстро смогли адаптироваться к ситуации, успешно развивают свой бизнес и сейчас. Как уже говорили ранее, покупатели стали более открыты к покупкам через онлайн и после снятия ограничений", – заметили в Mechta.kz.

Вместе с тем анализ показал, что доля онлайн-покупок, сделанных с телефона, возросла с 80% в 2019 году до 88%. Как отметили участники исследования, мобильные приложения и веб-сайты, как инструменты для электронной коммерции, продолжают развиваться и становиться все более удобными и адаптированными для использования со смартфонов. Это приводит к тому, что все больше людей пользуются мобильными телефонами для совершения покупок в интернете.

"Если на начало 2020 года 57% трафика приходилось с мобильных устройств, то к концу 2020 года – уже 73%. Это заставило нас пересмотреть адаптацию страниц сайта под телефоны, мы сделали множество различных изменений. Стоит отметить, изменения в чекауте, что увеличило конверсию в оформленный заказа на 27% за счет улучшенной адаптации под мобильные устройства", – заметили в "Леруа Мерлен Казахстан".

Также за 2020 год наблюдалось увеличение объема продаж в 1,8 раз, а количество транзакций – всего в 1,2 раза. Это объясняется тем, что клиенты стали совершать более дорогостоящие и весомые покупки (например, электронику и бытовую технику) либо стали заказывать большее количество товаров за один раз, что также подтверждается ростом среднего чека в тенге на 52%.

"Участники рынка электронной коммерции достойно справились с резко возросшим спросом на покупки в онлайне. Получив положительный первый опыт, потребители будут продолжать делать такие покупки далее. Также прошлый год продемонстрировал потенциал и важность электронной коммерции для розничной торговли, значительно ускорив ее дальнейшее развитие", – считают в Kaspi.kz.

Согласно исследованию, наибольший рост в 2020 году объема продаж пришелся на III квартал, где наблюдается резкий скачок (на 65%). Тогда как в аналогичном периоде 2019 года был спад в 2%. Многие игроки адаптировали свои бизнес-процессы к новым реалиям через цифровые трансформации, расширили спектр услуг, товаров и улучшили качество сервиса. Заказывать товары стало не только удобнее и быстрее, но и предпочтительнее для части людей.

"Несомненно, 2020 год был успешным для рынка розничной электронной коммерции в Казахстане. Большая часть населения, которые никогда ранее не покупали онлайн, пересмотрели свое отношение и сформировали свой первый опыт электронных покупок, в большей степени этот опыт был положительный. Предприниматели изменили свое отношение к омниканальности и стали больше уделять внимания развитию электронных каналов продаж и коммуникации с клиентами", – подчеркнули в "Леруа Мерлен Казахстан".

Что касается количества транзакций, то за год оно увеличилось не пропорционально росту продаж. То есть клиенты стали заказывать больше или более дорогие товары в одном чеке, что можно объяснить тем, что у людей появилось больше доверия к онлайн-покупкам. Это и отражается в росте среднего чека в тенге с 15 тыс. в 2019 году до 23 тыс. тенге в 2020 году.

В Kaspi.kz считают, что ключевым изменением в поведении потребителей стало резкое увеличение спроса в онлайне.

"Мы подключили к нашему маркетплейсу большое количество новых продавцов, тем самым расширили ассортимент товаров. Организовали бесплатную доставку по всему Казахстану, чтобы сделать покупки онлайн еще более доступными для клиентов", – пояснили в компании.

В Mechta.kz также согласились с тем, что доверие покупателей к онлайн-магазинам растет. Однако все еще есть клиенты, которые предпочитают живое общение с консультантом.

"Офлайн продолжает быть востребованным. Выбор товара не простой шаг для покупателя, поэтому мы активно работаем над контентом и отзывами, тем самым помогая покупателю сделать правильный выбор", – заметили в компании.

Помимо этого, участники исследования назвали основные тренды на рынке розничной электронной коммерции в 2021 году.

"Мы ожидаем, что малый бизнес будет активно вовлекаться в продажи через маркетплейсы. Увеличится количество предпринимателей, которые продают только онлайн и через маркетплейсы. Также бизнес будет расширять свой ассортимент, выходя в новые для себя вертикали", – считают в Kaspi.kz.

В "Леруа Мерлен Казахстан" видят тренд на быструю и дешевую доставку. Однако, с другой стороны, наблюдается повышенный интерес B2B-рынка.

"Клиенты говорят, что пересмотрели свое отношение к электронным покупкам и стали менее доверять черному рынку, на первый план выходит долгосрочное стабильное партнерство", – отметили в компании.

Тем временем в Mechta.kz добавили, что все больше игроков выходит на рынок и тем самым сильнее развивают конкуренцию за покупателя. 

"Также основными трендами для E-Com можно будет назвать бесплатную и быструю доставку в любой регион страны. Немаловажный факт – удобство оплаты на сайте. Сейчас уже имеется много видов оплаты, таких как Apple Pay, Samsung Pay и прочее, некоторые даже начинают принимать оплату биткоином", – считают в компании.

При этом основными барьерами для развития этого сектора игроки называют налоговое законодательство и правила работы международных платежных систем, рост цен на трансграничные товары, недостаточное количество специалистов в этой сфере и так далее.

"Мы видим следующие направления для улучшения: качество мобильного интернета, особенно это ощущается в отдаленных регионах; расширение инфраструктуры и увеличение количества курьерских и логистических компаний", – резюмировали в Kaspi.kz.  

Справка

В исследовании приняли участие крупнейшие представители рынка электронной коммерции в Казахстане: Mechta.kz, "Леруа Мерлен Казахстан", Kaspi.kz, Казпочта и другие респонденты. В документе были проанализированы данные за 12 месяцев 2019 и 2020 годов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
На чем зарабатывают казахстанские банки и почему они прибыльнее развитых стран
вчера
Жители Казахстана тратят на еду большую часть зарплаты, чем в Беларуси, России и Китае. Инфографика
вчера
Минздрав пересмотрит лицензирование стоматологов после скандала с пенсионными деньгами
вчера
Қазақстан ЕО санкциялар жөнінде ескерту алмады
вчера
Дьявол кроется в деталях: названы главные страхи инвесторов горнорудной отрасли
вчера
Бюрократия дороже урожая: Казахстан теряет овощные рынки соседей
вчера
Казахстан не получал уведомлений от ЕС о введении вторичных санкций
вчера
Нацбанк выполняет свою роль, но инфляция остается высокой из-за действий правительства – мнение
вчера
НПЗ Казахстана обяжут производить больше востребованных ГСМ
вчера
Банктер шоттар жайлы мәліметті салықшыларға тапсырады
16 сентября 2025 года
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.