Казахстанцы стали покупать меньше продуктов. О том, как изменилось потребительское поведение населения, LS рассказали эксперты.
Как заявил независимый эксперт ретейл-рынка Андрей Калмыков, резкий рост цен вынудил жителей страны активно искать новые способы экономить.
"Очередной кризис после двух лет Covid-19 пришел с повышением цен в связи с падением курса рубля в два раза. Продавцы также подняли цены на 20-50%, и после того, как рубль укрепился и даже отыграл назад, цены не опустились. В связи с этим покупательная способность по продуктам питания упала. Это значит, что покупки сместились в низкий ценовой сегмент", – объяснил Калмыков.
По его словам, в поиске недорогих цен покупатели стали чаще приобретать товары на городских и оптовых рынках и в магазинах у дома.
Как пояснил Калмыков, торговцы рынков облагаются налогом, таким как ИП, и освобождаются от уплаты 12% НДС. В результате разница в цене между магазином и на рынке в среднем может составлять 7-9% в пользу последнего.
Кроме того, отметил собеседник, покупатель на рынке может получить скидку во время торга с продавцом, а качество fresh-товаров на рынках обычно выше, чем в торговых сетях. В этот сегмент ушли, по его мнению, 30% покупателей. При этом активнее всего эта тенденция наблюдалась в апреле.
"На марже сетевых ритейлеров республиканского и регионального уровня частичный переток покупателей не отразится, на марже одиночных ретейлеров, да, отразится. Маржа состоит из двух частей: наценки ретейла и ретромаркетингового бонуса. Если снижается маржинальная наценка, то повышается ретромаркетинговая величина бонуса", – заявил он.
Однако, по мнению заместителя председателя правления Союза торговых сетей РК Эльбеги Абдиева, перетока покупателей с торговых сетей на оптовые рынки не наблюдается. Но потребительское поведение из-за резкого роста цен однозначно изменилось.
"В абсолютном выражении стали покупать меньше. По нашим подсчетам, продажи упали где-то на 6%", – рассказал собеседник.
По его словам, трансформация рынка фуд-ретейла если и происходит, то в сторону увеличения доли онлайн-торговли.
Также он отметил, что примерно 2% продаж перешли из премиального и среднего плюс сегмента в средний эконом. Это вызвало снижение общей маржинальности ретейлеров, поскольку на продаже недорогих товаров торговые сети зарабатывают меньше. Однако спрогнозировать то, как будет развиваться ситуация в ближайшие полгода, Абдиев затруднился.