Ущерб казахстанцев от маркетплейсов резко вырос с начала 2023 года. Об этом LS сообщили в министерстве торговли и интеграции.
По информации ведомства, если в 2022 году торговые онлайн-площадки навредили потребителям на 9,5 млн тенге, то с начала 2023 года данный показатель составил 18,2 млн тенге. Таким образом наблюдается почти двукратный всплеск.
Наибольшее количество жалоб за 2022-2023 годы поступило на крупный российский маркетплейс и казахстанский онлайн-магазин.
В Минторге отметили, что на 30 марта 2023 года уполномоченный орган по защите прав потребителей вернул казахстанцам 7,8 млн тенге.
Вместе с тем, по информации ведомства, чаще всего нарушались права при обмене или возврате товара, также компании отказывали возвращать деньги за непредоставленный продукт. Помимо этого, основными нарушениями названы: не своевременная доставка, выдача другого товара, затягивание возвратов, игнорирование потребителей, неоднократная потеря до пункта следования, сбой в системе при оплате, неоднократное списание денежных средств, несоблюдение сроков рассмотрения обращений в службу поддержки, отсутствие обратной связи, предоставление отписок, отказ курьерской службы подтверждать механические повреждения посылки, невыдача электронного чека при покупке.
У казахстанского крупного онлайн-магазина не указана информация о субъектах предпринимательства (наименование, местонахождение, контактные данные). При оформлении рассрочки дается только брендовое название. В результате у потребителя нет возможности направить претензию об устранении нарушений. Помимо этого, у данного маркетплейса отсутствует полная информация о товаре, которую продавец обязан предоставить.
Вместе с тем в Минторге сообщили, что в Казахстане ведутся работы по внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, которые усилят защиту покупателей онлайн-площадок и регулирование деятельности самих электронных торговых площадок, работающих в стране.