Проблемы в банковском секторе Казахстана могут заретушировать - мнение

Аналитик не исключает, что данная программа предполагает использование механизма, который позволит банкам-участникам получать прибыли фактически "из воздуха"

24 октября 2017 года

Национальный банк намерен помочь четырем фининститутам на более чем 400 млрд тенге. Независимый аналитик Александр Юрин проанализировал программу регулятора и обозначил подводные камни, передает LS.

Он уточнил, что основным критерием для участия в программе, который обозначил Нацбанк, является размер собственного капитала выше 45 млрд тенге. Это значение приблизительно соответствует медианному значению размера собственного капитала отечественных банков, то есть от участия в программе автоматически отсекаются половина банков с наименьшим размером.

"Согласно условиям программы, акционеры должны вложить в капитал банков сумму, которая будет составлять не менее 50% от выделяемых регулятором банку средств, однако эту сумму акционеры будут вносить не одномоментно, а частями вплоть до 2022 года. Предложенная схема финансирования предполагает предоставление средств банкам под очень низкие ставки с последующим их размещением в государственные ценные бумаги под более высокие ставки вознаграждения. Разница между дисконтированными стоимостями обязательств банков и приобретаемых ценных бумаг будет учитываться в составе прибыли и может быть использована как источник средств для докапитализации банков-участников их акционерами. Таким образом, наличие у акционеров ресурсов для проведения докапитализации банков вряд ли можно воспринимать как фактор, являющийся ограничением для участия в программе", - предполагает собеседник LS.

Эксперт указывает на то, что содержание программы не предполагает прозрачности процесса принятия решений регулятором о выделении средств тому или иному банку. Дело в том, что условия предоставления средств банкам будут определяться на индивидуальной основе, а соглашения, в которых эти условия будут обозначены, у разных банков будут различаться.

"Количество участников программы и их состав будут зависеть преимущественно от решений регулятора", - добавил он.

Юрин обращает внимание, что если ориентироваться на официальную банковскую статистику и выполнение регуляторных требований банками, то можно сделать ошибочный вывод, что казахстанские банки в помощи вообще не нуждаются.

"Однако в информационном пространстве и экспертной среде регулярно поднимается вопрос о неадекватном отражении банковской статистикой реального состояния дел в фининститутах. Более того, сам регулятор также не отрицает наличия "скрытых" проблем в банковском секторе. При этом масштаб этих проблем до сих пор не определен, а регулятор в течение нескольких лет много говорит о необходимости проведения независимой оценки качества банковских активов, но так ничего и не сделал в этом направлении. В целом анонсирование регулятором программы повышения финансовой устойчивости банков без предварительного проведения независимой оценки качества их активов выглядит не вполне логичным. По тем же причинам невозможно точно определить количество банков, нуждающихся в помощи, и объем этой помощи, базируясь на официальных данных", - высказал мнение аналитик.

Собеседник LS отмечает, что данная программа предполагает использование механизма, который позволит банкам-участникам получать прибыли фактически "из воздуха", однако предусмотренный программой механизм финансирования сам по себе никак не может повлиять на качество банковских активов.

"При внимательном ознакомлении с содержанием программы становится понятно, что она в принципе не предполагает каких-либо мер, которые напрямую влияли бы на качество активов банков, а предполагаемые ей изменения регуляторной базы описаны весьма и весьма размыто. В связи с этим вполне вероятно, что последняя программа регулятора по повышению устойчивости банков в конечном итоге позволит в очередной раз заретушировать проблемы банковского сектора, однако не решит их. Также весьма вероятно, что предложенный механизм выделения средств банкам будут использоваться и в дальнейшем, а сами объемы выделяемых средств существенно вырастут", - добавил он.

Собеседник LS обратил внимание на тот факт, что многолетний опыт говорит о том, что проблемы в казахстанских банках всегда наступают "неожиданно и вдруг".

"Вплоть до того момента, когда они допускают технические дефолты, они полностью выполняют пруденциальные нормативы. В силу неэффективности действующей регуляторной инфраструктуры о проблемах банков мы всегда узнаем уже постфактум, и в итоге банки приходится либо спасать, либо отзывать у них лицензию. До того момента, пока не будут изжиты проблемы регулирования и надзора, довольно высока вероятность повторения ситуаций, подобные той, что произошла недавно с RBK или случилась в конце прошлого года с Казинвестбанком", - резюмировал он.

Ранее член правления Halyk Finance Мурат Темирханов также высказал мнение относительно данной программы. По его оценке, она является недостаточно эффективной для банковского сектора.

Напомним, Нацбанк намерен распределить 410 млрд тенге между четырьмя банками - АТФ Банк, Евразийский банк, Цеснабанк и Банк ЦентрКредит. При этом ранее озвучивалось, что оператором программы повышения финансовой устойчивости станет Казахстанский фонд устойчивости, который будет капитализирован на 500-600 млрд тенге.

Программа помощи банкам будет за счет средств регулятора основана на возвратной основе. Программа рассчитана на 15 лет. Ожидается, что фонд купит субординированные облигации у банков, которые будут участвовать в программе. Банки в свою очередь за счет полученных средств купят государственные ценные бумаги.

Фининституты смогут участвовать в программах на добровольной основе, капитал которых составляет не менее 45 млрд тенге. При этом Нацбанк будет оценивать каждую заявку индивидуально.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.