Независимый консультант "Самрук-Қазына" оценил казахстанскую авиакомпанию Qazaq Air более чем в 19 млрд тенге. Об этом стало известно на пресс-брифинге о ходе приватизации предприятия, передает LS.
Управляющий директор по развитию и приватизации "Самрук-Қазына" Салтанат Сатжан напомнила, что стартовая цена Qazaq Air – 10,2 млрд тенге. При этом реальная стоимость данного бизнеса, по независимой оценке, составила 19,4 млрд тенге. Однако из-за наличия долга перед фондом и собственных средств на счету стоимость Qazaq Air изменилась.
"У компании есть долг в 38 млрд тенге (в 2019 году фонд выделил эту сумму на покупку пяти воздушных судов – прим. LS), которую нужно отнять, но не всю стоимость, а приведенную. Поскольку задолженность до 2033 года, нужно все потоки, включая долг, привести к сегодняшней дате. А если мы приведем его к сегодняшней дате, потому что он все равно будет коситься, то это 13,9 млрд тенге. Также у авиакомпании есть на счету собственные средства в размере 4,7 млрд тенге", – уточнила Сатжан, объясняя процесс оценки стоимости компании.
Она отметила, что для участия в конкурсе инвесторам необходимо внести гарантийный взнос в размере 173,4 млн тенге. Срок подачи документов продлится до 28 сентября текущего года.
По ее словам, приватизация предприятия позволит привлечь инвестиции и ресурсы для ее трансформации в ведущего регионального авиаперевозчика Центральной Азии с хабом в Астане. Кроме того, за счет продажи фонд намерен повысить доступность авиасообщения на региональном и международном уровнях, а также снизить долю квазигоссектора на рынке.
На данный момент определяется круг лиц, потенциально заинтересованных в приобретении пакета акций авиакомпании. Участвовать в конкурсе могут как казахстанские, так и иностранные инвесторы. При этом быть владельцем 100% пакета акций могут только инвесторы из Казахстана.
Кроме того, "Самрук-Қазына" будет учитывать наличие у инвестора квалификации в гражданской авиации, финансовую стабильность и платежеспособность, соответствие требованиям законодательства в отношении национальной принадлежности авиакомпаний, а также антисанкционных требований.
Среди других требований – сохранение 2/3 штатной численности, исполнение стратегического плана развития, в том числе развитие флота, и обеспечение постоянной сертификации IOSA по производственной безопасности.
В свою очередь председатель правления Qazaq Air Еркин Наурызбаев рассказал о достижениях компании. Согласно его данным, по итогам 2022 года пассажиропоток составлял 11 млн. Ожидается, что через десять лет данная цифра увеличится более чем в два раза – до 24 млн.
Ранее LS писал, что авиакомпанию выставили на продажу. В частности, планируется приватизация методом открытого двухэтапного конкурса от 49% до 100% акций.