В Казахстане предложили ввести соуправляющего при передаче авиационных активов под управление иностранцам, передает LS.
По словам сенатора Галиаскара Сарыбаева, на сегодняшний день остаются недостаточно развитыми региональные и международные воздушные сообщения, особенно в контексте возрастающего спроса на авиаперевозки в Азии.
"В связи с этим хотелось бы отметить несколько факторов. Первое: привлекая иностранных инвесторов в авиационную сферу нашей страны, необходимо развивать и собственные национальные компании. Второе: создание условий для работы служб пограничного контроля. Во всех крупных аэропортах наблюдается острый дефицит рабочих мест в международных терминалах. При одновременном оформлении воздушных судов на разные авианаправления образуется скопление пассажиров. Особенно это заметно при переносе рейсов. Для быстрого прохождения границы актуально увеличить количество имеющихся кабин паспортного контроля, как на вылете, так и на прилете", – считает он.
Кроме того, по словам сенатора, необходимо оснащение пунктов пропуска новейшими техническими средствами как для оперативной проверки паспортов, так и для углубленного досмотра документов, вызывающих сомнения в подлинности.
"Также необходимо обеспечить военнослужащих пограничной службы видеорегистраторами. К примеру, управление контроля "Астана" находится на приличном расстоянии от международного аэропорта. Среднее время прибытия сотрудников в гавань составляет 30 минут, в период активного транспортного потока доходит до 1,5 часов. Считаю, что необходимо передислоцировать либо построить служебное здание для пограничников вблизи аэропорта", – предложил он.
Третье: по его словам, в стране наблюдается снижение качества управленческого персонала. Существует всего один вуз в сфере гражданской авиации.
"Важно создавать совместные проекты и обмениваться опытом с ведущими мировыми вузами на постоянной основе. Также необходимо создавать научно-исследовательские институты на базе передовых университетов Казахстана. Инициатива по передаче авиационных активов страны под управление иностранцам неизбежно приведет к нехватке кадров уже в ближайшие годы. В данном случае необходимо внедрение соуправляющего (содиректора) для обеспечения преемственности руководителей в организациях гражданской авиации. Для устранения дефицита пилотов необходимо эффективно задействовать потенциал военных пенсионеров, переобучив их на гражданские суда, и создавать свой кадровый резерв", – заявил Сарыбаев.
Четвертое: по его словам, дефицит авиатоплива достигает примерно 300 тыс. тонн в год.
"Необходима переориентация отечественных заводов на производство авиатоплива как одного из ключевых факторов привлечения грузовых авиакомпаний, которые транзитом проходят через нашу страну. А также исключение посредников в приобретении иностранного топлива. Пятое: развитие малой авиации оставляет желать лучшего. Неиспользованными остались более 200 самолетов. Возможно, для поддержки малой авиации необходима отдельная госпрограмма, которая бы предусматривала ее использование в сельском хозяйстве и других отраслях", – продолжил сенатор.
Шестое: по его словам, ценообразование авиабилетов продолжает работать на максимизацию доходов авиакомпаний, но не в интересах авиапассажиров. Кроме этого, высокая стоимость не способствует оказанию услуг на высоком качестве, вызывая справедливые и обоснованные нарекания у населения, добавил он.
В целом, по его данным, за 2022 год авиакомпания группы "Эйр Астана" перевезла 70% пассажиров, Scat – 23%, а Qazaq Air – 7%.
"Эти цифры указывают на высокую концентрацию рынка и свидетельствуют об отсутствии конкуренции на авиарынке. Монопольное положение некоторых перевозчиков может привести к необоснованному повышению цен на билеты, что требует внимания со стороны антимонопольных органов", – считает сенатор.
При этом, напомнил Сарыбаев, в Казахстане всего насчитывается 99 воздушных судов. И это при том, что прогнозируется к 2030 году рост авиапассажиропотока до 24 млн человек.
"Значит, в течение следующих шести лет авиапарк должен удвоиться. Однако, учитывая скорость обновления флота за последние 30 лет, существует риск, что дефицит провозных емкостей сохранится и после 2030 года. Следует также учитывать, что с каждым годом авиапарк будет сокращаться из-за устаревания воздушных судов. Для обеспечения доступного и эффективного сообщения необходима конкурентная среда авиакомпаний. Эта проблема может быть решена, если на рынке будут предоставлять услуги не менее чем четыре перевозчика", – высказался он.
Состояние аэропортов также требует особого внимания, подчеркнул Сарыбаев. На сегодняшний день в Казахстане функционируют 24 воздушных гавани, из них 17 международных и семь внутренних.
"Инфраструктура региональных аэропортов требует капитальных вложений для поддержания их в соответствии с нормативными требованиями. Из-за оборудования остальных гаваней системой неточного захода на посадку VOR/DME аэропорты принимают самолеты только в дневное время. В некоторых из них взлетно-посадочные полосы принадлежат министерству обороны, что не позволяет компаниям выполнять полеты при плохих метеоусловиях, что в результате приводит к большим задержкам или отменам рейсов. Неразвитая сеть авиамаршрутов создает дополнительные финансовые нагрузки, и содержание портов на круглосуточной основе может быть коммерчески невыгодным", – пояснил он.
Сенатор добавил, что передача аэропортов иностранным компаниям заставляет задуматься о состоянии авиационной системы.
"Иностранный инвестор, вкладывая свои средства, прежде всего думает о своей прибыльности. А мы, привлекая их для развития своих отраслей, не должны забывать о безопасности. Передача стратегически важных объектов под управление иностранным компаниям в будущем может создать вопросы нацбезопасности", – резюмировал депутат.
Между тем в Казахстане опасаются удорожания перелетов после разделения FlyArystan и "Эйр Астаны". Также сообщалось, что Китай поможет Казахстану закрыть дефицит авиатоплива.