Предприниматели Казахстана оценивают качество мер господдержки бизнеса как ниже среднего. Такой вывод был сделан в исследовании консалтинговой компании KPMG, сообщает LS.
Опрос проведен среди 60 представителей бизнеса, банков, госинститутов развития и бизнес-ассоциаций. В исследовании поясняется, что бизнес уже привык работать в условиях пандемии.
"С учетом постепенного снятия ограничений в Казахстане условия для ведения бизнеса облегчились. При этом первичный шок прошел, компании максимально цифровизируют процессы. 81% компаний-респондентов прогнозируют снижение выручки в 2020 году в сравнении с 2019 годом. При этом у 51% из них снижение выручки ожидается от 1% до 20%. У 35% – от 21 до 50%. И 14% готовятся к падению ниже 50% в сравнении с прошлым годом. 72% участников ожидают рост затрат в сравнении с 2019 годом", – добавили в KPMG.
Участников опроса также попросили оценить качество господдержки. В итоге оно набрало 4,7 балла из 10. В исследовании сообщается, что только три субъекта крупного бизнеса получили господдержку. Из них двух компаниям дали отсрочку по уплате налогов, что, по мнению рынка, не является эффективной мерой поддержки, а еще одной – снижение ставки налоговых платежей.
"Среди трех критериев "достаточность" получила самый низкий балл. В качестве барьеров респонденты отмечали слабое покрытие по индустриям и видам деятельности и различные системные барьеры. 42% представителей бизнеса отметили создание "единого окна", налаживание коммуникации и консолидацию госпрограмм как способ улучшения качества господдержки", – отметили в KPMG.
При этом средняя оценка качества различается в зависимости от типа респондента, добавили в компании. Банки оценивают на 8,2 балла, банки развития и фонды – на 7 баллов, бизнес – на 4,3 балла, ассоциации – на 2 балла.
"Банки высоко оценивают качество внедрения госпрограмм. В качестве основных барьеров фининституты преимущественно отмечают малое количество хороших заемщиков на рынке и низкое качество финансовой информации. Банки получают основные выгоды от участия в госпрограммах льготного кредитования, что характеризуется увеличением клиентской базы, процентных и непроцентных доходов и снижением кредитного риска", – добавили в KPMG.
Однако в исследовании отмечается, что бизнес преимущественно негативно отзывался о работе с БВУ.
"Среди недостатков предприниматели отмечали ограниченный объем финансирования, высокие требования к залоговой базе и общее отсутствие желания кредитовать определенные компании", – пояснили в KPMG.
Среди представителей институтов развития мнения среди участников разделились, указывается в исследовании.
"Часть респондентов высоко оценила качество имеющихся механизмов поддержки, другая часть отнеслась более критично, с акцентом на дальнейший потенциал для улучшения. В целом представители данной категории смотрят на механизмы поддержки более комплексно, чем представители банков и бизнеса. Был отмечен ряд системных барьеров, препятствующих эффективному внедрению госпрограмм. Участники используют различные количественные и качественные показатели для оценки эффективности госпрограмм", – поделились в KPMG.
Что касается бизнеса, то данный сегмент низко оценивает достаточность мер господдержки. Это связано с лимитированием по видам деятельности, размеру субъекта предпринимательства, ограниченным объемом финансирования и коротким сроком получения льгот.
"Данные аспекты эффективности мер господдержки оценивались бизнесом как в отношении ранее существовавших, так и новых мер, введенных в связи с COVID-19. Без пандемии, вероятно, средняя оценка респондентов была бы выше. Представители бизнеса отмечали как административные, так и сложные бюрократические барьеры", – говорится в исследовании.
Представители бизнес-ассоциации в свою очередь отмечают ряд проблем в части качества механизмов господдержки.
"В частности, упоминаются проблемы в законодательстве, нежелание банков кредитовать инвестиционные проекты, запоздание принятых мер поддержки в свете борьбы с COVID-19, административные и бюрократические барьеры, непродуманность госпрограмм и отсутствие единого ответственного оператора за их внедрение", – говорится в исследовании.
KPMG также привела и другие результаты опроса:
- более 50% компаний указало в опросе KPMG, что период получения господдержки занял от трех недель и более;
- 34% компаний оценивают актуальность и выполнимость критериев в программах как ниже среднего;
- более 50% компаний оценивают доступность информации на среднем уровне;
- только 11% компаний считают, что мера поддержки "налоговые каникулы" является эффективной для стабилизации финансового положения.