В рамках новой госпрограммы в Казахстане предполагается финансирование инфраструктурных проектов на 6,5 трлн тенге в ближайшие пять лет, передает LS
В ходе заседания правительства министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов презентовал программу "Нұрлы жол" на 2020-2025 годы. Документ направлен на создание транспортной инфраструктуры, которая будет комфортной и доступной для населения, повысит мобильность, производительность труда и качество жизни.
"Общий объем финансирования госпрограммы до 2025 года составляет 6,5 трлн тенге. Из них 58% (3,7 трлн тенге) – это средства республиканского бюджета, а 11% (715,3 млрд тенге) – местных бюджетов. Еще 26% (1,7 трлн тенге) планируется привлечь за счет государственно-частного партнерства (ГЧП) и частных инвестиций. Кроме того, 5% (329,6 млрд тенге) – собственные средства национальных и государственных компаний", – рассказал Атамкулов.
В целом в госпрограмме большая часть инвестиций – 3,9 трлн тенге (60%) – приходится на автодорожную отрасль. Так, планируется реконструкция 10 тыс. км и ремонт 11 тыс. км республиканской сети автодорог, ремонт 27 тыс. км местной сети.
"В железнодорожной отрасли планируется модернизация участка Достык – Мойынты за счет средств республиканского бюджета и электрификация участка Мойынты – Актогай за счет ГЧП", – проинформировал министр.
Кроме того, в ближайшие пять лет будет построено 16 аэродромов для развития малых воздушных линий, все за счет местных бюджетов. Для развития водного транспорта планируется приобретение 48 судов, в том числе шести торговых флотов и проведение капитального ремонта шлюзов. В сфере автомобильного транспорта планируется строительство и модернизация порядка 133 автостанций, автовокзалов и пунктов обслуживания пассажиров.
"Реализация новой госпрограммы позволит создать 551 тыс. рабочих мест, в том числе 48,5 тыс. постоянных и 502,2 тыс. временных. А также увеличится производительность труда на 20% к уровню 2019 года, с 8,7 млн тенге до 10,4 млн тенге на человека. Доходы от транзита вырастут на 61% с $2,4 млрд до $4,2 в год. По Индексу эффективности логистики (Logistics Performance Index (LPI)) планируем подняться на 38-е место, индекс оценивается каждые два года, по итогам 2018 года – 71-е место", – продолжил Атамкулов.
По показателю "инфраструктура" Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума министр ставит цель подняться на уровень не ниже 49-го места, пока по итогам 2019 года – 67-е место.
По его словам, основными показателями новой госпрограммы является доведение 100% автодорог республиканского значения и 95% дорог областного и районного значения до хорошего и удовлетворительного состояния. Рост самоокупаемых платных автодорог нужно повысить с 0,7 тыс. км (11%) до 11,7 тыс. км (45%). Рост железнодорожного транзита – на 49% (с 18 млн тонн до 26,9 млн тонн). Рост контейнерного железнодорожного транзита – с 825 тыс. двадцатифутового эквивалента до 1,661 млн ДФЭ. Рост перевозок пассажиров – на 35%, с 8,1 млн человек до 11 млн человек в год, в том числе транзитных в 2,2 раза, с 1 млн человек до 2,2 млн человек. Увеличение парка воздушных судов – на 64 самолета.
Ранее сообщалось, что за последние пять лет в развитие транспортной отрасли Казахстана инвестировано около 5,8 трлн тенге. Напомним, в своем первом послании президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что на реализацию программы "Нұрлы жол" будет направлено 1,2 трлн тенге инвестиций до 2022 года.