Сколько будут тратить казахстанцы на авто после пересмотра налога

19 сентября 2023 года

В Казахстане рассматривают возможность переноса транспортного налога на стоимость бензина. Глава агентства мониторинга и анализа авторынка (АМААР) Артур Мискарян посчитал для LS, как это отразится на стоимости бензина и ежегодных расходах владельцев машин.

По словам эксперта, включение данной пошлины в акциз топлива целесообразен в том плане, что при таком подходе решится вопрос с администрированием. Эксперт отметил, что на сегодня задолженность по транспортному налогу составляет 27,5 млрд тенге, притом что общая сумма сбора в прошлом году составила 70 млрд тенге.

Помимо этого, как отметил собеседник LS, расширится налогооблагаемая база за счет транзитного транспорта.

Говоря о возможном росте фискальной нагрузки, Мискарян отметил, что данные выплаты для хозяев машин с объемом 1,5 л составляют 6,9 тыс. тенге в год, 2 л – 13,8 тыс. тенге в год.

При этом среднегодовой пробег составляет 25 тыс. км. Со средним расходом 9 л на 100 км и стоимостью АИ-92 – 205 тенге, ежегодные расходы на топливо составляют 460 тыс. тенге.

"В министерстве экономики было заявлено, что, по имеющимся оценкам, стоимость топлива при включении в акциз налога на транспорт возрастет на 14 тенге. Предположим, подорожание составит 20 тенге, до 225 тенге, за АИ-92. В таком случае прогнозные ежегодные расходы на топливо составят 500 тыс. тенге, что на 40 тыс. тенге больше", – посчитал собеседник LS.

Он отметил, что из данной суммы в 40 тыс. тенге можно вычесть транспортный налог в его нынешних ставках.

Другим вопросом Мискарян обозначил электромобили, которые эксплуатируют дороги и в среднем имеют большую массу по сравнению с аналогичным авто на бензине или дизеле, но при этом не облагаются данной пошлиной.  

"Сегодня доля электромобилей в страновом автопарке и в продажах официальных дилеров пренебрежительно мала, однако с ее ростом встанет вопрос налогообложения этой категории транспорта", – заключил эксперт.

Между тем министр национальной экономики Алибек Куантыров в ходе брифинга сообщил, что вопрос по упразднению транспортного налога еще обсуждается. По его словам, предложение включить данные выплаты в ГСМ исходило от автовладельцев, которые редко пользуются транспортом.

"Что касается вопроса связи с повышением акцизов на бензин, на дизтопливо – это не взаимосвязанные вещи. Мы не планируем повышать акцизы, чтобы убить транспортный налог или наоборот. Акциз так и так будет повышаться для того, чтобы выравнивать рынки на ГСМ с другими странами ЕАЭС. Например, с приграничной Россией, Кыргызстаном – на 50% выше стоимость бензина и другого ГСМ и физически вывозится, и у нас нехватка", – пояснил он.

Куантыров добавил, что льготной категории граждан повышение стоимости ГСМ из-за транспортного налога не коснется.

В свою очередь министра спросили, почему предполагается увеличение акциза на 14 тенге. По этому поводу спикер заметил, что ежегодное повышение на ГСМ составляет 15-20 тенге. В связи с этим рост в 2024-2025 годы ожидался в любом случае.

Тем временем парк легковых авто на 1 августа 2023 года, по данным АМААР, составляет 4,4 млн единиц (3,8 млн единиц – на бензине). В том числе объем до 1,5 л – 800 тыс. единиц, от 1,5 л до 2 л – 2 млн, от 2 л до 2,5 л – 770 тыс., от 2,5 л до 4 л – 670 тыс., от 4 л – 90 тыс. 

Напомним, ранее эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов назвал данную меру справедливой.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
На чем зарабатывают казахстанские банки и почему они прибыльнее развитых стран
вчера
Жители Казахстана тратят на еду большую часть зарплаты, чем в Беларуси, России и Китае. Инфографика
вчера
Минздрав пересмотрит лицензирование стоматологов после скандала с пенсионными деньгами
вчера
Қазақстан ЕО санкциялар жөнінде ескерту алмады
вчера
Дьявол кроется в деталях: названы главные страхи инвесторов горнорудной отрасли
вчера
Бюрократия дороже урожая: Казахстан теряет овощные рынки соседей
вчера
Казахстан не получал уведомлений от ЕС о введении вторичных санкций
вчера
Нацбанк выполняет свою роль, но инфляция остается высокой из-за действий правительства – мнение
вчера
НПЗ Казахстана обяжут производить больше востребованных ГСМ
вчера
Банктер шоттар жайлы мәліметті салықшыларға тапсырады
16 сентября 2025 года
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.