Эксперт в нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов прокомментировал LS предложение правительства включить налог на транспорт в акциз на бензин.
По расчетам собеседника LS, пошлина на транспорт в переносе на литр топлива будет составлять около 5-7 тенге. Байдильдинов отметил, что это небольшая сумма, так как примерно такой же годовой налог платит владелец авто объемом 2,5 л.
При этом, по словам эксперта, данные выплаты легче администрировать за счет того, что ГСМ используют все автовладельцы. Таким образом, уклоняться от пошлин будет сложнее.
"Перенос на акциз справедливее, поскольку кто больше едет, тот и платит соответствующе. Сейчас же все наоборот, данная система не отражает текущее время и развитие автопрома. Например, с Cadillac Escalade объемом 6,2 л я направляю в бюджет ежегодно более 600 тыс. тенге. При этом живу в центре и на рабочие локации хожу пешком, пользуясь машиной только в выходные. В результате мой ежегодный пробег составляет не более 4 тыс. км. В то же время условный таксист с машиной с объемом 1,4-1,6 л может в год проезжать по 100 тыс. км, но платит меньше", – объяснил основатель программы "Байдильдинов. Нефть".
Вторым примером эксперт назвал Toyota Camry 2000 года, которая стоит, по его словам, порядка 5 млн тенге, и Toyota 2023 года S-класса стоимостью 150 млн тенге. В результате оба владельца направляют в бюджет одинаковую сумму с разным воздействием на экологию.
"Казахстанское правительство должно принять адекватное решение по налогу на транспорт и включить его в стоимость бензина. В результате мы сможем увеличить поступления в бюджет. Помимо этого, иностранные и транзитные авто также будут платить. Ведь они тоже пользуются инфраструктурой и дорогами. О чем я неоднократно говорил", – заключил эксперт.
Напомним, ранее вице-министр национальной экономики Азамат Амрин рассказал, что в Казахстане планируют транспортный налог включить в акциз на бензин.