Казахстан планирует экспортировать около 70 тыс. тонн бензина АИ-92. Об этом рассказал министр энергетики Канат Бозумбаев, передает LS.
Как отметил глава ведомства, в настоящий момент ведется работа по заключению договоров с зарубежными контрагентами по поставкам топлива. Экспорт бензина за пределы таможенной территории ЕАЭС открыт c июня.
"Мы предполагаем, что на днях первая партия бензина должна быть отправлена. Ожидается отправить 60-70 тыс. тонн АИ-92 и 10-15 тыс. тонн бензина марки АИ-95. Наши партнеры по ЕАЭС – Беларусь и Кыргызстан – выразили намерение, чтобы мы поставляли им нефть и нефтепродукты. Мы поставили условие, что подпишем соглашение о невозможности реэкспорта, чтобы не было недобросовестной конкуренции. Рассчитываем на то, что переговоры с этими страными должны пройти успешно", – отметил министр.
Он добавил, что правительством выработаны нормы для защиты внутреннего рынка от неконтролируемого импорта, снижена экспортная таможенная пошлина на светлые нефтепродукты для стимулирования импорта.
В целом за пять месяцев 2019 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост производства составил: по бензину – на 13,8%, по дизтопливу – на 13,2%, авиакеросину – на 298,6 %.
В этом году мы 100% закрываем, рассказал глава Минэнерго.
Причем он отметил, что с начала года на рынке наблюдается профицит по АИ-92 и АИ-95. Производство бензина на 20-30% превышает внутреннее потребление.
"В связи с этим сегодня по республике наблюдается снижение розничных цен на бензин АИ-92 в сравнении с аналогичным периодом 2018 года на 6,9% до 147,6 тенге за литр. Стоимость АИ-95/96 также снизилась – на 3,8%, до 168,6 тенге за литр; стоимость АИ-98 - на 3,4% за год, до 185,9 тенге за литр. С начала текущего года стоимость летнего дизтоплива снизилась на 1% до 191,8 тенге за литр", - заявил Бозумбаев.
Профицит автобензинов на внутреннем рынке, по его данным, с начала года приводил к затовариванию нефтеперерабатывающих заводов.
"Это вело к вынужденному снижению переработки нефти и, соответственно, к риску снижения производства других видов нефтепродуктов – дизельного топлива, авиакеросина, по которым профицит отсутствует. Поэтому министерством были приняты необходимые нормы для защиты внутреннего рынка от неконтролируемого импорта", – резюмировал Бозумбаев.
Ранее вице-министр энергетики Махамбет Досмухамбетов сообщил, что Казахстан планируют в июле начать поставку бензина в Кыргызстан. Между тем в октябре 2018 года Бозумбаев заявлял, что Казахстан будет экспортировать топливо в Кыргызстан небольшими партиями по 10 тыс. тонн. Кроме того, казахстанский ГСМ также могут начать поставлять в Армению и Беларусь.