Мажилисмены дорабатывают за правительством законопроекты

15 июля 2015 года
Председатель мажилиса Кабибулла Жакыпов в ходе заседания совместных палат парламента раскритиковал работу правительства. По его словам, более 70% законопроектов, поступивших в нижнюю палату из министерств, дорабатывались в рабочем порядке до регистрации. Кроме того, по его словам, были нарушены сроки внесения правительством законопроектов в нижнюю палату, сообщает корреспондент LS из Астаны. «Как показывает анализ, важнейшей причиной невысокого качества вносимых законопроектов является недостаточное внимание отраслевых министерств-разработчиков к глубокому системному анализу сложившейся ситуации в их сферах, прогнозированию эффективности на стадии планирования и подготовки закона, оценке возможных социальных рисков, привлечению потенциала профессионального сообщества и учету общественного мнения. А ведь это важнейшие составляющие законотворчества», - подчеркнул председатель мажилиса. По его словам, в ходе четвертой сессии вносились изменения и дополнения в 206 законов. Так, лишь в ходе текущей сессии по инициативе правительства Кодекс РК об административных правонарушениях корректировался 12 раз, Налоговый кодекс – 10, а Трудовой кодекс – 9 раз. «Характерный пример – Закон «О безопасности дорожного движения». Сначала поправки депутатов об отмене доверенности на управление транспортным средством и учете лиц, пользующихся им по доверенности, правительством не поддерживались. А потом - до введения в действие закона, то есть в течение шести месяцев - по инициативе МВД правительство уже само инициирует эти же поправки. Очевидно, что слишком частое обновление законодательства приводит к его нарушениям, непреднамеренным ошибкам в правоприменении, наконец, способствует выработке в обществе правового нигилизма», - заявил К. Жакыпов. Одной из главных причин частого изменения в законодательстве, по словам мажилисмена, является неполное использование представительско-законотворческого потенциала депутатов, а также отсутствие объективных условий для реального осуществления их законодательных инициатив. Глава нижней палаты выделил ряд проблем в законотворческой работе правительства. Это слабое перспективное планирование, качество концепций законопроектов, которые "изначально не охватывают даже основные проблемы, являющиеся предметом регулирования данного законопроекта". Кроме того, у разработчиков отсутствует четкое видение механизмов реализации закона. Также есть проблемы с нескоординированностью действий госорганов, а иногда, если даже закон воплощает насущные интересы, он не будет работать автоматически. «В законопроектах, готовящихся министерствами и ведомствами, нередко просматривается односторонний корпоративный подход. Законотворческий же, народный потенциал каждого из 154 депутатов по подготовке и инициированию законопроектов практически мало используется по причине отсутствия необходимых условий и регламентных преград. Внесенные в законопроект предложения и поправки депутатов зачастую разработчиками не поддерживаются и отклоняются формальными заключениями правительства», - поясняет он. По его словам, большинство положительных заключений дается на те поправки, которые сами же разработчики инициировали через отдельных депутатов. В связи с этим К. Жакыпов считает необходимым совершенствовать работу и межведомственной комиссии, и республиканской бюджетной комиссии, где предварительно рассматривается, какому закону быть или не быть, какую проблему государство будет финансировать, а какую нет. «Ответственность за принятие необоснованных решений никто не несет, а просьбы депутатов публично обосновать мотивы отрицательных заключений не всегда принимаются во внимание», - отметил он.

Гульназ НУРАЙХАН, Асель МАРАТОВА

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.