Подорожание бензина АИ-92/93 в Казахстане приведет к увеличению стоимости логистических услуг. О том, что теперь будет с малыми службами доставки и есть ли альтернатива бензину, корреспонденту LS рассказали эксперты.
В пресс-службе национального оператора почтовой связи «Казпочта» считают, что выросшие цены на самые ходовые марки бензина увеличат расходы отечественных перевозчиков. Небольшим компаниям придется не только скорректировать цены, но и сузить перечень предоставляемых услуг. Напомним, ранее правительство Кахастана октазалось от регулирования стоимости горюче-смазочных материалов (ГСМ).
«Если говорить о нашей компании, то мы в прошлом году перевели часть автотранспорта на газ, чем значительно оптимизировали затраты на ГСМ. Также, часть автотранспорта компании на дизельном топливе. С прошлого года мы пересмотрели маршруты и оснастили авто GPS-трекерами, которые позволяют нам отслеживать маршруты нашего транспорта и задавать максимально удобные маршруты для увеличения скорости доставки того или иного груза и оптимизировать затраты на ГСМ. Это привело к снижению наших затрат на более чем 20%», - сообщили в «Казпочта».
По данным оператора, расходы перевозчиков на ГСМ росли с 2012 года, в среднем на более чем 5% в год.
«Соответственно, росли и расходы по перевозке и доставке почты. При этом наша компания не увеличивала цены на свои услуги для физических лиц, по рекомендации регулятора, более двух лет и в ближайшей перспективе не планирует увеличивать», - поделились наблюдениями в компании.
По прогнозам операционного директора интернет-магазина Lamoda.kz Артема Сюткина, повышения стоимости логистики стоит ожидать на уровне 20-30%. Как известно, у Казахстана огромная территория и большая удаленность городов друг от друга. При этом подавляющая часть перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Соответственно, повышение цен на бензин повлечет за собой рост стоимости перевозок и негативное влияние на интернет-бизнес в стране.
«Очевидно, что повышение цен на бензин и плавающий курс тенге негативно повлияют на интернет-магазины. Их расходы возрастут, что неизбежно скажется на ценовой политике. Думаю, большая часть ретейлеров поднимет цены пропорционально возросшим издержкам. Что касается нашего интернет-магазина, мы не планируем резко повышать цены на товар. Если говорить о стоимости нашей доставки, то она не изменится совсем. Мы всегда покрывали доставку за счет своих собственных средств и планируем продолжать это делать дальше», - заверил собеседник.
В свою очередь директор Chocomart.kz Нуркен Рзалиев сообщил, интернет-магазин также не намерен пока повышать тарифы на доставку товаров.
«По городу Алматы у нас своя служба доставки, максимальная стоимость по-прежнему составляет 500 тенге. По регионам мы пользуемся услугами EMS, DPD, DHL и «Казпочты», их тарифы пока также остались прежними. Chocomart.kz повышать цены на товары не планирует», - добавил Рзалиев.
По словам основателя холдинга ChocoFamily Рамиля Мухоряпова, для увеличения скорости доставки товаров в Казахстане необходимо развивать авиадоставку и скоростные железные дороги. Однако объемы все еще недостаточно велики для этого.
«В любой город мы доставляем в течение трех-пяти дней с помощью наших партнеров. Это сопоставимые сроки в сравнении с Россией или Америкой, учитывая, что страна у нас большая. Но, конечно, хотелось бы еще быстрее. Знаем, что существует проблема доставки товара зимой, когда дороги заснежены», - сообщил Мухоряпов.
Руководство Chocomart.kz решило некоторые проблемы, создав собственную команду логистики, которая курирует партнеров по доставке товаров.
«Доставка – это очень важная точка контакта с покупателем, потому что курьер – единственный человек, которого видит наш пользователь, он – лицо компании. Служба доставки на аутсорсе априори не может выполнять заказы идеально, так как помимо нас есть еще десятки магазинов, которые они обслуживают», - добавил он.
При этом у компании был неудачный опыт инвестирования в логистическую е-коммерс компанию «Тройка». Она закрылась из-за того, что рынок был небольшим.
Крупные интернет-магазины предпочитают строить собственную службу логистики. А количество мелких игроков на рынке ограничено и поэтому они делают лишь по 2-3 заказа в день. Как считает Мухоряпов, службы доставок понадобится после массового притока бизнеса в онлайн, когда маленькие магазины подрастут до средних размеров.
Как сообщил генеральный директор Lamoda.kz Даниил Баркалов в первый год работы в Казахстане интернет-магазин сотрудничал со сторонними службами доставки. Скорость и уровень сервиса доставки на аутсорсе не отвечала требованиям компании.
«Поэтому мы приняли решение развивать собственную логистическую службу Lamoda Express в 2012 году. Мы вышли с ней в двух городах: в Алматы и в Астане. В 2013 году мы решили начать региональную экспансию Lamoda Express по всей стране и уже в прошлом году завершили ее. На сегодняшний день филиалы нашей службы доставки присутствуют в 18 крупных городах Казахстана и более 20 городов-спутников. Конечно, накладки бывают, например, из-за неблагоприятных погодных условий задерживается вылет самолета, но это исключение из правила», - поделился опытом глава компании.
Он добавил, что создание службы потребовало внушительных инвестиций, но в долгосрочной перспективе это было верным решением. Сложно сказать, какое решение будет оптимальным для других магазинов - многое зависит от объемов заказов, специфики интернет-магазина и его обещаний клиенту.
По данным «Казпочта», за первое полугодие 2015 года почтовая сеть перевезла около 3 млн посылок, из которых более 1,4 млн отправили компании по дистанционной торговле, работающие с оператором на договорной основе. В первом полугодии нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, количество заказываемых товаров в Казахстане выросло на 6%. Средняя сумма транзакции по интернет-магазинам Казахстана составила: одежда - 13 тыс. тенге, товары народного пользования – 7,5 тыс. тенге, косметика – 15 тыс. тенге. Чаще всего товары из интернет-магазинов заказывают в город Караганда.