Президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев делает ставку на литий, передает LS.
Казахстан, по мнению главы ассоциации, может предложить Китаю совместное производство литий-ионных батарей и выиграть на производстве.
"Вполне может быть, что Китай со своей новой экономической политикой поддержит реализацию совместных проектов в Казахстане не только по производству авто, но и по производству литий-ионных батарей для электромобилей. Во время форума машиностроителей генеральный директор комитета по автомобилестроению Китая озвучил интерес к производству электромобилей у нас. Казахстану стоит обратить большее внимание на растущие рынки Юго-Восточной Азии в целом, поскольку экономический центр мира смещается в этом направлении. Этот факт подтверждают многие эксперты: в 2017 году 68% глобальных компаний будут вести управление своими империями именно из этого региона", - пояснил Лаврентьев.
По его прогнозам, при выпуске 10 млн электрических машин с диапазоном пробега на одном заряде не менее чем в 500 км спрос на литий будет равен 110-150 тыс. тонн. При условии потребления 150-200 тыс. тон лития в год запасов этого металла на нашей планете хватит приблизительно на 75-100 лет. Помимо электромобилей, этот редкозем активно используется при производстве смартфонов, а также аккумуляторов различного типа.
Лаврентьев отметил, что можно не ограничиваться только автопромом, если потенциал использования лития широк. Глава ассоциации добавил, что Казахстан может упустить возможность стать лидером на рынке, если инициативу перехватит Россия, у которой также огромный потенциал по запасам металла.
"По большому счету, Китаю не так уж и критично, с какой страной в сотрудничестве заходить на рынок ЕАЭС, будут рассматриваться лишь вопрос комфорта ведения бизнеса и общая экономическая эффективность. В нашу пользу работает более адекватная внешняя политика, однако преимущество это временное, им стоит воспользоваться как можно скорее. Для успешного существования в этом веке просто наличия ископаемых уже мало, преимуществом становится умение встраиваться в мировую систему взаимоотношений и готовность быть частью глобального производства. Возможно, мир дает нам шанс сделать литий "новой нефтью" для экономики Казахстана, но пока мы просто выбрасываем его в мусор", - предположил Лаврентьев.
Между тем в Казахстане все известные запасы лития связаны с редкометалльными пегматитами. По информации Казахского национального технического университета, литий в процессе эксплуатации как правило отдельно не извлекается и весь уходит в отработанные "хвосты" месторождений.
"Получается, что у нас ценные металлы попросту уходят в шлак. В то время как их можно использовать для развития собственной промышленности. В Казахстане не подсчитывались запасы лития, но есть месторождения, на которых можно отрабатывать литий открытым способом. Для создания минерально-сырьевой базы лития в Казахстане необходимо проведение специализированных геологоразведочных работ с соответствующим финансированием", - отметил руководитель АКАБ.
Тем временем в марте 2016 года глава Tesla Motors Элон Маск заявил, что для производства 500 тыс. электромобилей в год ему придется скупить весь литий в мире.
По данным Benchmark Mineral Intelligence, в 2015 году цена на литий выросла на треть, в 2016 году - в два-три раза до $12 тыс. за тонну. На спотовом рынке Китая цены металла в апреле-мае поднимались выше $20 тыс. за тонну (по отметке Globe and Mail). В последнем обнародованном докладе HSBC говорится о возможном росте всей литиевой экосистемы от цен металла до акций добывающих его компаний. HSBC предполагает, что к 2025 году мировой спрос на литий увеличится в 2,5 раза, а потребление этого металла во всех отраслях экономики вырастет со 170 тыс. тонн в 2015 году до 420 тыс. тонн в 2020 году. При этом спрос на литий-ионные аккумуляторы к 2025 году вырастет в 14 раз, а производство батарей для электромобилей будет обеспечивать почти треть мирового спроса.