Последние три месяца оказались тяжелыми для транспортной отрасли Казахстана. Редакция LS сравнила, насколько упали доходы с перевозки пассажиров в авиа-, ж/д и автотранспортной отраслях.
Авиация
В январе 2020 года доход отрасли с перевозок пассажиров вырос на 16,9% до 32,5 млрд тенге. В этот месяц на самолетах перелетело 689,2 тыс. тенге. Но уже в феврале показатели дохода стали падать при высоком количестве перевезенных пассажиров. В этот месяц игроки отрасли отмечали начинавшееся снижение интереса к международным перелетам. В марте, когда был введен режим ЧП в Казахстане, доход авиаотрасли упал почти в два раза по сравнению с показателям 2019 года.
В апреле, когда были приостановлены регулярные внутренние и внешние авиарейсы, было перевезено в 109 раз меньше пассажиров – всего 5,34 тыс. человек. Доход резко сократился до 1,3 млрд тенге.
11 мая в Казахстане сняли режим ЧП и стали постепенно возобновляться полеты. Доходы авиакомпаний стали выправляться, но все равно оказались в три раза ниже показателей 2019 года.
Между тем в министерстве индустрии и инфраструктурного развития назвали гражданскую авиацию одной из наиболее пострадавших отраслей экономики. В МИИР отметили, что до конца года операционные потери компаний могут составить около 300 млрд тенге.
Железнодорожный транспорт
Перевозка пассажиров железнодорожного транспорта в январе-феврале 2020 года была выше показателей 2019 года. При этом, если в январе доход превышал прошлогодний показатель, в феврале сравнялся с ним. Вместе с тем в мартовский период праздников доход снизился на 1,4 млрд тенге по сравнению с февралем и на 2,8 млрд тенге по сравнению с мартом 2019 года.
В апреле, когда был введен запрет на регулярные рейсы, показатели перевозки и дохода рухнули до 204 тыс. человек и 248 млн тенге. В мае рейсы также были приостановлены, поэтому доход составлял всего 20,7 млн тенге.
Напомним, запуск поездов начал осуществляться поэтапно с 1 июня. Позже в МИИР сообщили о графике восстановления рейсов.
Между тем на простое пассажирских поездов КТЖ потеряла почти 4 млрд тенге за месяц.
Комментируя LS вопрос повышения цен на билеты, в компании заверили, что все регламентировано в рамках договорных обязательств между уполномоченным органом и перевозчиками. При этом министерством устанавливается предельный уровень цен на услуги по перевозке пассажиров.
Автоперевозки
Автоперевозки, включающие городской транспорт, такси, междугородние и межстрановые рейсы, показывали спад в течение двух весенних месяцев. При этом доход 2019 года был выше результатов текущего года. Если в январе этого года данный показатель составлял 7,9 млрд тенге, в феврале вырос до 8 млрд тенге. В марте доход упал до 7,1 млрд тенге, а в апреле рухнул до 2,5 млрд тенге. При этом годом ранее выручка составляла почти 9 млрд тенге. В мае ситуация начала постепенно восстанавливаться и доход составил 3,4 млрд тенге.
Что касается пассажирских перевозок, сильный спад наблюдался в апреле – с 1,7 млрд человек до 224,2 млн человек. В мае число людей, воспользовавшихся автотранспортом, составило всего 320,9 млн.
Между тем в МИИР отметили, что цены на стоимость билетов для осуществления поездок на автобусе после карантина остались на прежнем уровне. Изменение тарифов также не ожидается.
Напомним, ранее LS публиковал информацию о том, что жесткий карантин возвращается в города и области Казахстана.
Между тем, по данным Комитета гражданской авиации, с 20 июня возобновляются международные авиарейсы в ряд стран.